Способ изготовления подшипника скольжения с чередующимися участками антифрикционного и износостойкого материала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
- .- c :ýюэн „я ; > 1- <::,,;,. с есчпл т4 н:., " . p. i
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПееСТВУ (61) Дополнительное к авт. санд-ву ()1i 602705 (513 М. Кл. (22) Заявлено 16.12,75{21) 2300339/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.04.78. Бюллетень №1 (45) Дата опубликования описания 24.03.78
F 16 С 33/14
В 29 I) 31/02
Гасударственный квинтет
Совета Инннстреа СССР аа деяак нэабретеннй и открытий (53) УДК В21.822.5 (088,8) (723 Автор изобретения
В. Б. Урапев (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА
СКОЛЬЖЕНИЯ C ЧЕРЕДУЮШИМИСЯ УЧАСТКАМИ
АНТИФРИКБИОННОГО И ИЗНОСОСТОЙКОГО
1 МАТЕРИА ЛА 2
Изобретение относится к обпасти машино= о строения и .может быть использовано дня изготовпения подшипников скольжения тяжелонагруженных механизмов.
Известен способ изготовления едшипника скольжения с чередующимися участками нтифрикционного и износостойкого материала, заключающийся в том, что на рабочей поверхности из износостойкого материала вып. пняют пазы, глухие отверстия и другие впадины, например, фрезерованием ипи сверлением, наносят на рабочую поверхность .антифрикционный материал с заполнением им впадин, после чего осуществляют чистовую механическую обработку, например токарную
15 ипи шпифованием, дпя снятия нзпишка антифрикционного металла на износостойких участках между впадинами (1).
Существенным недостатком известного способа является то, что поверхность опоры, 20 полученная в результате чистовой механической обработки резанием., даже при режимах обработки на станках повышенной жесткости получается неудовпетворитепьной.Из25 за многократной разницы в твердости износостойк ого и, антифрикционного материапов и копебаннй вепичины усилий резания на поверхности подшипника образуются впадины гпубиной 5"10 мкм на участках, выпопненных из антифрикционного материала.
Это отрицательно сказывается на эксплуатационных качествах поверхности опоры
J скольжения, так как в начальный период работы опоры создаются неблагоприятные усповия дпя ее приработки, В этот период вся нагрузка воспринимается топько участка% ми, выполненными из износостойкого материапа, а участки поверхности опоры, выпопненные из антифрикционного материала, не нагружаются, не происходит их приработка, частицы антифрикционного материала не увпекаются на другие участки поверхности. Вследствие этого в опоре имеет место образование задиров, прихватов и ожогов на рабочей поверхности уже 8 период приработки опоры, что снижает работоспособность опоры и всего механизма в целом.
По предпагаемому способу повышение работоспособности подшипника обеспечивается за счет того, что после чистовой меха602705 нической обработки осуществпяют дополнитепьное заполнение впадин антифрикционным материалом.
Допопнитепьное эапопнение впадин может быть осуществпено путем впектропитичес- 5 кого осаждения антифрикционного материала.
На фиг. 1 изображен подшипник, попученный предпагаемым способом, разрез; на фиг. 2 - узел T на фиг. 1.
Рабочая поверхность корпуса 1 подшип- 10 ника скопьжения состоит иэ чвредуюшихся участков 2 и 3 соответственно из износостойкого и антифрикционного материапов.
Способ эакпючается в том, что на рабо- 1Ь чей поверхности подшипника из износостойО кого материапа выпопняют впадины 4, например, в виде пазов, наносят на всю рабочую поверхность антифрикционный матернап, например, центробежным литьем, с эапопнением им впадин 4. Поспе этого корпус 1 подшипника может быть подвергнут поверхностному термическому упрочнению (закапке) дпя повышения иэиосостдйкости участков 2 рабочей поверхности подЗФ шипника. Затем производят чистовую механическую обработку, шпифование с цепью снятия изпишка антифрнкционного материала на износостойких участках 2 и цопучения
; поверхности с чередующимися участками
ЭО из износостойкого материаца и антифрикционного материапа. Поспе чистовой механической обработки осуществпяют допопнитепьное эапопнение впадин образовавшихся a npo
Э
Зб цессе ее на участках 3 из антифрикционного материапа таким же антифрикционным материалом дпя обеспечения пучшего сцеппения допопнитепьного покрытия 5 с основным антифрикционным матернапом.
В спучае использования токопроводящих износостойкого и антифрикционного материапов допопнитепьное эапопнение впадин осуществляют путем эпектропитического осаждения антифрикционного материала, который вследствие избирательного осаждения топько во.впадины, содержашие антифрикционный материал из-за наличия большого омического сопротивления иэносостойких участков
2 по сравнению с антифрикционным материалом, практически не будет осаждаться на участки астки 2 из иэносостойкого материаяа.
При этом подбирают ппотность тока оптимальную дпя участков 3 и .недостаточную дпя осаждения антифрикционного материапа на участках 2.
Это позволяет вести процесс без испопь зования защитных МВсоН на уча частках 2 из иэносостойкого материала.
А напогично производят эцектропитическое осаждение антифрикционного материала. на поверхности подшипников скольжения, попученных путем покрытия стальных нпн чугунных поверхностей споем мягкого антифрикционного матернапа с включениями иэ твердого и иэносостойкого материала. В резупьтате чистовой обработки таких поверх ностей резанием на участках, выпопненных из антифрикционного материала, также образуются впадины. В процессе гальванической обработки впадины заполняют антифрикционным материалом. Также,, как в приведенном способе,на участках,выпопненных из износостойко о . материала, покрытие не образуется из-эа малой ппотности тока на этих участках поверхности.
Примером конкретного выполнения способа является способ изготовления подшипника скоцьжения шарошечного долота, которьй состоит иэ следующих основных операций. а
Растачнвают отверстие в заготовке из никепьмопибденовой стали, диаметр которого меньше диаметра опорной поверхности на величину припуска на шлифование (0,30,4 мм). Цементируют внутреннюю поверхность отверстия (на глубину 1,6-1,8 мм) и выполняют на внутренней цйциндрической поверхности продольные пазы глубиной 1 2 мм, равномерно распределенные по окружности.
Запивают пазы расппавпенным серебром методом центробежного нитья производят закалку, в резупьтате которой повышается твердость иэносостойкого цементированного слоя на участках поверхности отверстия, выпопненных иэ стали до 58-62 ед. НЦС, За,тем шлифуют отверстие, в результате чего образуется поверхность опоры, состоящая иэ чередующихся участков, выпопненных из
t твердой износостойкой цементированной стапи и эначитецьно менее твердого серебра, причем на участках, выполненных из серебра, при этом образуются впадины глубиной
5-10 мкм, причиной образования которых является трех-четырехкратная разница в твердости участков и изменение в результате этого усилий резания. Производят эпектропитичское осаждение серебра, . в процессе которого упомянутые впадины эапопняют серебром, причем расчетную топщину покрытия принимают равной 15-20 мкм, а ппотность тока на участках, выпопненных из серебра, принимают 0,4 А/дм. Раствор дня эпектропнтического осаждения сбдержит
45 г/п аэотнокнслого серебра, 55 г/и цианистого калия, 45 г/и углекислого калия у
75 гlп аэотнокиспого келия, 0,01 г/п сероугперода. Температура раствора
18-25
Ре а
Составитесь И. Крылова едактор К. Шанаурова Техред Е. Давидович Корректор А. Власенко
Заказ 1818/32 Тираж 198 Подписное!
1НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, уп. Проектная, 4