Центробежная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
OUt. . <Д(),. :,) .;ХТЕХ2 ."..,= . ° -., ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советсиик
Социалистимескик
Республик (11)602711 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (51) М. Кл.
F 16 Q 43/10
{22) Заивлено 23.02.76(21) 2327843/25-27 с присоединением заявки Юе (23) Приоритет (43) Опубликовано 15,р4.7 8 бюллетень № 14 (45) Дата опубликования описания 24.03.78
Гасударстаеннвй камнтет
Сааата Иннистраа СССР аа делам нзааратнннй и открыт»» (53) УДК 621.825.7 (088.8) (72) Авторы изобретения
С. Г. Нагорняк и А, В. Мищенко (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для о. автоматического включения (или выключения) ведомого вала при достижении ведущим валом определенной частоты вращения, а так-,g дке для предохранения ведомого звена привода от перегрузок.
Известна центробежная фрикционная муфта, в которой ведущая и ведомая полумуфты,20 сцепляются с помощью центробежной массы, например дроби. Ведущая полумуфта выполнена составной и пустотелой в виде двух тороидальных половин, входящих одна в другую и имеющих внутренние конические по- 1Л верхности, при этом одна из половин подвижha в осевом направлении, имеет на наружном торце фрикционную накладку (1).
К недостаткам. известной муфты относятся неуравновешенность системы вследствие ад неравномерного объемного распределения центробежной массы по периметру, малая надежность в работе из-за возможного заклинивания дроби между внутренними коническими поверхностями, а также низкая на«25
2. грузочная способность; кроме того, муфта не имеет плавности включения, Известна также центробежная фрикдионная муфта, которая содержит ведомую полумуфту и ведущую полумуфту.с фрикционной накладкой,,поджимаемой к ведомой полумуфте устройством автоматического прижима, которое выполнено в виде центробежных плунжеров, перемещающихся в заполненных рабочей средой радиальных отверстиях ведущей .полумуфты, н эластичной шины, несущей фрик-. ционную накладку, вну"гренняя полость которой связана с радиальными отверстиями и заполнена рабочей средой j2j.
Эта муфта. наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, Однако в.этой муфте сила сцепления по1 лумуфт небольшая, поскольку ее значительная часть идет на деформацию шины. Кроме того, ее недостатки заключаются в сложности сборки и крепления шины к барабану, а также в малом сроке службы шины.
Повышение нагрузочной способности предлагаемой муфты и упрощение ее регулиров3
602- ». ки обеспечивается за счет того, что устройство автоматического, прижима снабжено йортцттем, на внешнем торце которого закреплена фрикционная накладка, а ведущая полумуфта, имеет центральную полость, заполненную рабочей средой и связанную кайалами с периферийной частью радиальных от верстий, при этом поршень установлен в полости с возможностью осевого перемещения и поджат к ведущей полумуфте регулируемы-!О ми пружинными элементами, которыми снабжена муфта и которые установлены на ее внешней поверхности.
Кроме того, поршень может иметь сливное отверстие, закрытое пробкой и расположен И ное вдоль оси его вращения, В качестве рабочей среды может быть использован гидропласт.
На фиг. 1 изображена предлагаемая, центробежная фрикционная муфта, продольный разрез; на фиг, 2. — разрез по А-А на фиг,,1, На ведущем валу 1 установлена полумуфта 2, в теле которой выполнены радиальные отверстия 3, в которых :свободно (по сколь1 эящей посадке) установлены цилиндрические. р цетттробежные плунжеры 4. Концы радиальных .отверстий герметично закрыты кольцом 5, напрессованньтм на полумуфту, На свободном конце ведущей полумуфты в ее центральной полости установлен поршень 6, подвижный Зо в осевом направлении, Полость соединена продольными каналами 7 с периферийной частью радиальных отверстий и заполнена рабочей средой 8, например индустриальным маслом 1либо гидропластом. На внешней поверхности поршня установлена фрикционная
:накладка 9,причем по периферии передней части поршня выполнены радиальные выступы 10, свободно входящие в осевые прорези 11 корпуса ведущей полумуфты. Поршень подпружи-40 нен в сторону ведущего вала пружинами 12, установленными на свободных концах болтов
13. Усилие сжатия пружин регулируется гайками 14.
Напротив-фрикционной накладки 9 распо- 45 ложена ведомая фланцевая полумуфта 1 5, связанная с концом вала 16.
Кроме этого, ближние к оси муфты концы радиальных отверстий 3 соединены наклонными отверстиями 17 с атмосферой. %
Для заполнения ведущей полумуфты рабочей средой и стравливания воздуха установ» лена пробка 18, завинченная в центральное сливное резьбовое отверстие поршня:
Работа муфты заключается в следу- 55 ющем.
В начальный момент работы поршень 6 под действием пружин 12 находится в правом крайнем положении, и между ближними торцами фрикционной накладки 9 и ведомой
60 полумуфты ) 5 имеется зазор, величиной
1-2 мм. Цилиндрические центробежные плунжеры 4 находятся на ближнем к оси муфты расстоянии, При вращении ведущего вала 1 с полумуфтой 2 плунжеры 4 поц действием центробежных сил перемещаются в радиальном направлении, вытесняя рабочую среду 8 с концов радиальных отверстий 3 чер э продольные каналы 7 в центральную полость, Это приводит к увеличению объема центральной полости и, следовательно, к перемещению поршня 6 с фрикционной накладкой 9 влево, до ее контакта с торцом ведомой полумуфты, Поскольку гидравлическое давление на концах радиальных отверстий от действия центробежных плунжеров 4 большое, то, следовательно, таким же будет и давление в центральной полости, но поскольку рабочая площадь поршня большая (в 20-30 раэ больше сечения радиального отверстия 3), то осевая сила поршня 6 будет также примерно в 20-30 раэ больше силы давления центробежного плунжера на рабочую среду, Таким образом, в данной конструкции муфты достигается выигрыш в осевой силе в десятки раэ..
При движении поршня вправо рабочая среда через продольные каналы 7 поступает в радиальные отверстия и перемещает цилиндрические плунжеры е направлении к оси муфты, Находящийся под плунжерами 4 воздух через отверстия 17 вытесняется в атмосфе.ру.
Таким образом, при включении привода обеспечивается плавное автоматическое сцепление полумуфт и большая сила поджима ведущей фрикционной накладки к торцу ведомой полумуфты.
Так, например, для муфты с диаметром поршня 12 см, частотой вращения 200 1/сек и длиной цилиндрического плунжера 2 см, величина силы прижима поршня с фрикционной накладкой к ведомой полумуфте составляет 205 кг.
Формула изобретения
1. Центробежная фрикционная муфта, со» держащая ведомую полумуфту и ведущую полумуфту с фрикционной накладкой, поджимаемой к ведомой полумуфте устройством автоматического прижима, которое выполнено в виде центробежных плунжеров, перемещающихся в заполненных рабочей средой радиальных отверстиях ведущей полумуфты, отличающаяся- тем, 60271 1
12 что, с целью повышения нагрузочнай способности и упрошення ее регулировки, устройство автоматического прижима снабжена поршнем, на внешнем торце которого закреплена фрикционная накладка, а ведущая полумуфта имеет центральную полость, заполненную рабочей средой я связанную каналами а периферийной частью радиальных отверстий, при этом поршень установлен в центральной полости с возможностью осевого перемешения и поджат к ведушей олумуфте регулируемыми пружинными элементами, которыми снабжена муфта и которые расположены на ее внешней поверхности.
2. Муфта по и. 1, о т л v. ч а к. ш а я с я тем, что поршень имеет спивное отверстие, эакрьггае пробкой и росио и женное вдоль его оси врашення, 3, Муфт& по lI. 1, о т л н ч а к1ш а я с я тем, что в качестве рабочей среды использован гидропласт, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1, Патент ФРГ N. 110308, кл, 47 с 13, 1961, 2. Авторское свидетельство СССР
% 115052, кл . V 16 Э .43/284, „958.
Составитель И. Антипова
Редактор K Канаурова Техред N. Левндкая Корректор А. Власенко
Заказ 1818/З2 Тираж 1198 Подписное
ЦНйййИ 3 осударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Ç.13Î35 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4