Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнн

Соцналнстнмескнк

Республик

QnNCA

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено21.04.76(2т)2353202/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликоваио15,04,78,бюллетень №14 (4б) Дата опубликования описании 24.03.78

2 (51) М. Кл.

Р 16 Н 5/76

Гасударственный номнтет

Сооете Мнннстров СССР ао делам нзооретвннй н отнрытнй (53) УДК 621.83.061 (088.8) (72) Автор изобретения

В. Г, Сафронов (71) Заявитель

{ 54) KOPOBKA ПЕРЕДАЧ ления зубчатых колес с валом не дают нуж. ного эффекта.

-, Наиболее близкой к изобретению является коробка передач, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, радиальный палец, закрепленный на ведущем валу, нажимной ролик, размещенный на пальце с возможностью перемещения вдоль него, и механизм зацепления (2).

Недостатком этой коробки передач является изменение передаваемого момента при регулировании скоростИ вращения ведомого

Вала, Бель изобретения — обеспечение регулирования скорости вращения "ведомого вала без изменения передаваемого момента.

Для этого механизм зацепления eamonнен в виде зубчатого колеса, установленного в корпусе .соосно ведущему валу и взаимодействующего с ведомым валом, дополнительных роликов, равномерно - размещенных вокруг зубчатого колеса, оси вращения которых расположены вне плоскости вращения колеса, и образующих соосные зубчатому колесу ряды в виде концентрнчных охруж1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, Известна ступенчатая коробка передач с зубчатым механизмом зацепления между ве- душим и ведомым валами и блочйьм механизмом переключения передаточного от ьошения jlj, Коробка позволяет осуществлять ступенчатое регулирование передаточного отношения между ведущим и ведомым валами.

Однако эта конструкция не позволяет производить переключение скоростей на ходу и под нагрузкой. Для того чтобы осущест1а влять переключение со ступени на ступень на ходу и под нагрузкой, необходимо, во-первых, улавливать момент, когда зуб переклк чаемой шестерни находится против впадины входящего с ней в зацепление колеса, во- рр вторых, это переключение необходимо произ- водить мгновенно, на всю ширину зуба шестерни, что невозможно, Применение синхронизаторов, а также использование для переключения передач фрикционных муфт сцен- аа

1 е

01) 602718.602719 ностей клавиш, подпружиненных вдоль оси При вращении ведущего sana 4 по направведущего вала, иэ которых внутренний ряд лению, укаэанному стрелкой, нажимной росодержит и клавиш, а последующие - число лик 6 нажимает поочередно все клавиши в клавиш предыдущего ряда плюс Ъ, кла- четвертой ступени, образуя с противоположвишн внутреннего ряда связаны с клавишами 5 иой стороны диска 10 бегущую волну, Эта последующих рядов и свободные клавиши пос- волна захватывает дополнительный ролик 8 ледующих рядов связаны между собой таким и гонит его перед собой непрерывно, вращая образом, что образуют последовательно рас- при этом колесо 7 и ведомый вал 9, Переположенные по окружности. клавишные рейки, даточное отношение при этом равно 1.При

Рабочие концы клавиш, одни из котоРых l0 перемещении ролика 6 на первую ступеньвэаимодействуют .с нажимными роликами, а (клавиши y Q o y другие-с рабочими роликами, скошены, каждый оборот ведущего вала волна из под

КРоме того, с целью по ышениЯ плавнос ви) и виш пр ти хода, рядом стоящие клавиши в каждом окружности, на которой расположены клавиши, ряду размещены с перекрытием одна отно- 15 рабочие торцы 13 которых толкают дополсительно другой. нительные ролики 8, а только на участке

На фиг, 1 изображена коробка передач,. еj, 44 а4 Ъ4 а 6< При перпродольный разрез; на фиг, 2 - вид по стрел- вом обороте ведущего вала волна захватыке А на фиг, 1; на фнг, 8.- схема взаимо- вает один ролик, при втором обороте - втодействия клавишей с нажимным и дополни- М рой ролик и так далее. Передаточное отнотельными роликами, шение при этом равно 1/4 (передаточное

Коробка передач содержит корпус 1, имею- отношение любой ступени равно отношению щий цилиндрическую форму и закрывающий- количества клавиш в ступени к.количеству

eg с обеих сторон крышками 2 и 3, веду- клавиш, взаимодействующих с дополнительщий вал 4, который имеет радиальный ца- ЯЬ ными роликами), Крутящий момент передалец 5 с размещенным на нем нажнмным ро- ется от ведущего вала 4 через палец, наликом 6, Вал 4 имеет только одну степень жимной ролик 6, клавиши 11, дополнительный свободы-вращенйе вокруг собственной оси,На ролик 8 зубчатому колесу и далее — ведомоконсоли крышки 3 установлено зубчатое ко- му валу 9. лесо 7 с дополнительными Роликами 8, свя- ® Основным преимушеством предлагаемой ванное с ведомым валом 9 зубчатой пе- коробки передач является то, что на опредередачей внутреннего зацепления. Зубчатое ленном участке диска 10 клавиши раэличколесо 7 и ведомый вал 9 имеют также .. ных ступеней связаны между собой, что позтолько одну степень свободы - вращение воляет ролику 6 двигаться не только по вокруг собственных осей, Между торцами

35 окружности, но и в радиальном направлении, ведущего и ведомого валов имеется не- т,е. переходить со ступени на ступень на подвижный диск 10, выполненный составным. ходу и под нагрузкой без изменения переВ неподвижном диске 10 установлены даваемого момента вращения. клавиши 11, подпружиненные вдоль осн ведомого вала 9.,Клавиши образуют ряды

40 концентричных окружностей, соосные эубча р у

Фо мула изобретения тому колесу 7. Внутренний ряд клавиш со1. Коробка передач, содержащая корпус, держит f3 к лаaвsиsш, а последующие рядые ы его яда - плюс И ведущий и ведомый валы, радиальный пачисло клавиш предыдущего ряда - плюс

Ф ведущем валу, нажимной

Клавиши внутреннего ряда связаны с кла" лец закрепленнь на в д ожнос» о нк размещенный на пальце с возможн вишами последующих рядов жестко, н сво- poàH „p стью перемещения вдоль него, и механизм бодные клавиши последующих рядов связаны с и и с ведомым зацепления,взаимодействующи с между собой таким образом, что образуют енн е по ок ж- валом и нажимным роликом, о т л и ч а— последовательно расположеннь е по окружс елью обеспечен а на клави- ю ш а я с я тем, что, с целью о ности клавишные рейки 12. Цифра на к ости вращения ведоя к ото ом она относит- ния регулирования скорости враш ше обозначает ряд, к которому она о б менения передаваемого моб аз ют абочие по- мого вала ез измен ся, Торцы клавиш 11 о разу р та м еха ни зм зацепленн та м х еплення выполнен в ви13 и имеют скосы, выполненные мента, м х верхности 13.и име у р(,, е з бчатого колеса, установленного в кор-. по винтовой по р ве хности с углом подъема,. де зу чатого едущему валу и вэаимодейстКлавиши 11 в каждом ряду перекрыв прут ают пусе соосно ведущ в ющего с ведомым валом, допо ни

rl тельных друг а на величину К, обеспечивая тем саня для роликов, равномерно размещенных вокруг мым необходимую степень перекрытия для роли зубчатого колеса, оси вращения о к торых плавности хода» асположены вне плоскости вращения колеРаботает коро р бка пе едач следующим са, и образующих соосные зубчатому колерасположены образом.

602719 су ряды в виде концентричных окружностей клавиш, подпружиненных вдоль осн ведущего вала, as которых внутренний ряд содержит

Й клавиш, а последующие - число клавиш предыдущего ряда плюс tl, клавиши внуч 5 реннего ряда связаны с клавишами последуккпих рядов и свободные клавиши последующих рядов связаны между собой таким образом, что образуют последовательно расположенные по окружности клавишные рейки, И рабочие концы клавиш, одни из которых взаимодействуют с нажимными роликами, а другие - с рабочими роликами, скошены.

2, Коробка передач по и, 1, о т ) кч а ю щ à а с я тем, что, с целью повышения плавности хода, рядом стоящие

:клавиши в каждом раау размещены с перекрытием относительно друг друга.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;

1. Кленников В. М., Ильин Н. М. Автомобиль, М., Транспорт, 1971, с. 146, 2. Кожевников С. Н, Теория механизмов и машин, M., Машиностроение", ° 1969, с. 443.

Составитель B. Быстрый

Редактор Ц, Козлова Техред М. Борисова.

Корректор A. Власенко

Заказ 1818/32 Тираж 1198 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент, г. Ужгород,. ул. Проектная, 4