Устройство для сигнализации предельных режимов работы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

« . - «.— -«ф„ ь

1 « -+ - соьоэм ьь q ь к".Пь«

О П И C ФЛ4 И "Й

ИЗОБРЕТЕНИЯ (и) 6О2876

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свих-ву(22) За явлено 13.01.76 (21}2315053/18-2 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано15.04.78. Бюллетень% 14

2 (51) М. Кл.

Су 08 В 21/00

Гасударственный иемитет

Совета Иииистраа СССР еа делам изоеретений и етирытий (53) УДК

654.9(088.8) (45) Дата опубликования описания 24.03.78 (72) Авторы изобретения

И. 10. Юсупов, В. В. Миронов, Л, Р. Черняховская и

H. И. Юсупова

Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе (71) Заявитель (54). УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ

РЕЖИМОВ РАБОТЫ

Изобретение относится к бортовым сисгеь ь мам автоматического управления и контроля и может быть использовано для повышения безопасности лепетов.

Предельные режимы работы самолета могут наступить вследствие превышения предельно допустимых значений углов атаки, крена, скольжения, перегрузки. Так, например, свапнвание самолета может быть выз- .10 вано выходом самолета на предельные углы атаки, соответствующие предельно допустиР мым значениям коэффициента подъемной силы с,„.„.

Известно устройство сигнализации предель-15 ных режимов работы, предназначенное для определения и сопоставления в полете в каждый момент времени значений текущегоьХ и критического о „„углов атаки, а также дпя определения в каждый момент времени значе-20 ний текущей вертикальной перегрузки т1 и сопоставление ее со значениями допустимой вертикальной перегрузки )т „Ацд jl).

Однако это устройство не учитывает скорости приближения параметра к своему предельно допустимому значению, соответствующему предельному режиму полета.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство дпя сигнализации предельных режимов работы, содержащее датчик угла атаки, выход которого соединен с одним иэ вхо. дов сумматора н со входом диьЫьеренцирующего блока, компаратор, один из входов которого подключен к в ходу сумматора, другой вход подключен к источнику опорного сигнала, а выход компаратора соединен с индикатором 1 2 .

Данное устройство так же не учитывает скорости приближения параметра к своему предельно допустимому значению и не учитывает необходимое резервное время.

Величина необходимого резервного времени складывается из времени реакции летчика на сигнализацию и времени реакции самолета на соответствующее управляющее воздействие. Время реакции летчика в ситуациях, связанных с ограничением предельных режимов работы (при отсутствии процесса принятия решения), доходит до 1с.

602976

Время реакции летательного аппарата зависит от величины управляюших воздействий, условий полета, и составляет несколько .секунд. При одинаковых управляющих воздействиях оно определяется величиной момента. силы, возникающего при отклонении органов управления, который пропорционален величине скорости напора.

В результате этого, приблизительно во столько же раз изменяется время реакции самолета при изменении величины скоростного напора от минимального до максимального значения.

В связи с этим устройство, не учитывакь. шее зависимость резервного времени от величины скоростного напора, не может с дос= таточной точностью сигнализировать и приближении предельного режима работы на всех этапах полета.

Целью изобретения является повышение точности устройства путем сигнализации предельных режимов работы с учетом изменения необходимого резервного времени на различных этапах попета.

Это достигается тем, что в предлагаемое и устройство введены усилитель с регулируемым коэффициентом усиления и датчик скоростного напора подключенный к одному входу усилителя, другой вход которого соединен с выходом дифференцируюшего блока, а выход усилителя подключен к другому входу сумматора.

В устройстве вырабатывается комбинированный сигнал, соОтветствующий прогнозируемому HB резервное время значению угла атаки, и сигнал, соотве тс твуюший и редельному значению угла атаки; сигнал на выходе устройства появляется, когда комбинированный сигнал становится равным или превышает сигнал, соответствуюший предельному 4л значению угла атаки. Прогнозируемое значение угла атаки определяется как сумма текущего угла атаки и текущей скорости изменения угла атаки, умноженной на величину резервного времени: 45 ген ирогн тех ров

Величина резервного времени задается величиной коэффициента усиления усилителя и представляет собой сумму постоянного члена

Т и переменного члена, равного произве50 дению величины скоростного напора на постоянный коэффициент К.

Т „=т..К%

Сигнал, соответствующий величине ско- 55 ростного напора з, поступает с датчика скоростного напора, входящего в комплект датчиков летательного аппарата. Величина

То представляет собой начальное значение регулируемого коэффициента усиления усили- Q) теля, а величина К - чувствиетльность усилителя по отношению ко входу регулирования коэффициента усиления. Эти величины устанавливаются из соображений обеспечивания своевременной сигнализации о приближении к предельному режиму работы при изменении величины скоростного напора в процессе полета от минимального дО максимального значения.

На чертеже приведена блок-схема устройства сигнали. ации предельных режимов работы.

Устройство содержит датчик 1 углов агаки, вход которого соединен с одним из входов сумматора 2 и со входом дифференцирующего блока 3, и усилитель 4 с регулируемым коэффициентом усиления, вход которого соединен с выходом дифференцируюшего блока 3, вход регулирования коэффициента усилейия — с выходом датчика 5 скоростного напора, а выход- со вторым входом сумматора

2, компаратор6, первый входкоторого соединен с выходом сумматора 2, второй — с источником опорного сигнала 7, а выход— с индикатором 8.

Сигнал с датчика 1 поступает на сумма" тор 2 и через дифференцируюший блок 3 на усилитель 4 с регулируемым коэффициентом усиления . Одновременно сигнал с дат чика 5 скоростного напора поступает иа вход регулирования коэффициента усиления 1 усилителя 4,иустанавливаетвеличинукоэффи циеита усиления усилителя 4, осуществляет умножение сигнала с диффереицирующего блока 3 на коэффициент усиления, пропорциональный необходимому резервному времение

Сумматор 2 производит. вычисление прог-. нозируемого угла. атаки, равного сумме текущего угла атаки .и текущей скорости изменения угла атаки, умноженной на величину резервного времени. Сигнал с выхода сумматора 2 поступает на компаратор 6, где сравнивается с сигналом от источника. оаорного сигнала 7, соответствующим критячес кому значению угла атаки. Когда нрогяози« руемый угол атаки становится равным или превышает критический угол атаки, и щикатор 8 выдает сигнал, предупреждающий лет чика о приближении к предельному режиму работы.

Повышение точности сигнализации и приближении аэродинамических параметров к предельным значениям за счет учета зависимос-. ти резервного времени от величины скоростного напора является необходимым, так как это позволяет своевременно предотвратить опасные ситуации, возникающие при выходе параметров за свои предельные значения ,вливание, разрушение), снизить вероя602976

Составитепь Г. Кирюхина

Редактор И. Шубина Техред „М. Кепемеш .Корректор H. Ковапева

Заказ 1859/47 Тираж 763 Подписное

UHHHnH Государственного комитета Совета Министров СССР, по делам изобретений и открытий

113035, Москща, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, уп. Проектная, 4

S ность ножных тревог и повысить доверие

Эетчика к системе сигнапизации.

Ф,о р м у и а и з о б р е т е н и я

Устройство для сигнализации предепьных режимов работы, содержащее датчик угла атаки, выход которого соединен с одним из входов сумматора и со входом диффереицирую щего блока, компаратор, один из входов ко торого подкпючен к выходу сумматора, другой вход яодкпючен к источнику опорного сигнапа, а выход компаратора соединен с индикатором, о т ц и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства в него введены усинитепь с регулируемым коэффициентом усиления и датчик скоростного напора, подключенный к одному входу усилнтепя, другой вход которого соединен с выходом днфференцирующего бпока, а выход усилнтепя подкпючен к другому входу сумма тора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Автомат угпов атаки и перегрузок

АУАСП-12КР, инструкции по эксппуатацин самолета Ту-154.

2. Авторское свидетельство l4 407365, кл. Q 08 С 21/00, 1972.