Устройство для обучения операторов распознаванию объектов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (l 1) QQQ QQ Q (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.04. 76 (21) 2344458/24-1 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.04.78. Бюллетень №14 (45) Дата опубликогаиии о: исания24.03.78. (51) М. Кл.
Ст 09 В 7/02
Государственный квинтет
Совета Мнннстров СССР оо делам нзооретеннй н открытнй (53) УДК 681,3.371.69 (088.8 ) (72) Авторы изобретения
А, Н. Романов. и Г. А. Фролов
Московское ордена Ленина и ордена Трудового Краснот о
Знамени вышее техническое училище им, H. Э. Баумана (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ OIIEPATOPOB
РАСПОЗНАВАНИЮ ОБЪЕКТОВ
25
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для обучения операторов распознаванию визуально наблюдаемых объектов.
Одно из известных устройств для обучения операторов содержит блок предъявления визуальной информации, соединенный с блоком управления, блоки хранения изображений объектов и памяти эталонных изображений, блок определения ошибокидентификации О объектов и блок оценки обучаемого (11, Недостаток этого устройства заключается в его конструктивной сложности и болт шом времени, требуемом для обучения операторов. l5
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для обучения операторов, содержащее блок предъявления информации, соединенный через блок управления с блоками задания программы. обучения, памяти эталонных и тестовых изображений объектов и ввода признаков, блок идентификации объектов и блок оценки обучаемого (2J, Недостаток этого устройства заключается в низкой эффективности обучения, обусловленной отсутствием адаптивности устройства к обучаемому, Ьелью изобретения является повышение эффективности обучения операторов путем сокращения времени обучения, Поставленная цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит блок формирования описаний объектов, соединенный с блоком ввода признаков и блоком идентификации объектов, подключенным к блоку тестовых изображений объектов, блок выявления ошибок, входы которого соединены с блоками идентификации объектов и памяти эталонных изображений объектов, а выходы подключены к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком идентификации объектов, и к блоку опенки обучаемого, и блок фиксации времени реак— ции обучаемого, подключенный к блокам предъявления информации и оценки обучаемого, Изобретение иллюстрируется чертежом.
Устройство содержит олок предъявления информации 1, содержащий экран 2 и протек802983 тор 3, бпок управлении 4, бпок тестовых изображений объектов 5, блок памяти этаионных изображений объектов о, блок вво.да Ilp,".oíàêîâ 7, .блок формирования описаний объектов 8, блок идентификации объектов „6»ок выявдения ошибочных признаков
10„6»ок задания грограммы обучения 11, б»ох оценки обучаемого 12 и блок фиксации времени реакции 1 3., Обуч ние операторов распознаванию объектов ио их ипоскии изооражениям производится с помощью наборе тестовых изображений объектов, хранящихся в блоке 5.
Д»я этого блок задания программы обу,чения 1 1 через блок управления 4 сначала 15 обеспечивает проецирование на экран 2 с
-помощь|о проекторе 3 отдельных характернъ1х признаков объектов, например дпя изображения самолета таких признаков, как крыпья, двчгатепи, антенны, вооружение и .20 т.д. ":атем бпок 11 ооеспечиваетироециро= ванне на экран 2 попных изображений объ— ектов, например истребите»я-бомбардировщика
Оператор, визуально набиюдая иэображение объекта не экоане 2 и выдепяя напичие характерных признаков, производит нажатие соответствующих этим признакам кпавиш на блоке ввода признаков 7. Последователь— ность признаков,, набранных оператором в ЗО произвольной поспедоватепьиости, поступает с блока 7 в блок 8, который осуществпяет формирование описания объекта на основе указанных йризнаков.
Кроме того, время, в течение которого 5 оператор анализировал признаки предъявленного ему изображения, т.е. время от начала проецлрования иэображения до момента нажатия клавиши с соответствующим призяаком, измеряется блоком 13. Дпя этого 40
»е его входы в момент начапа проецирования подается сигнал включения показа изображения, а в момент нажатия оператором клавиши с выбранным признаком — сигнал принятия решения по выбранному признаку.
Признаки наблюдаемого оператором объекта и вводимые оператором с помощью блока 7 в виде кодов признаков поступают в блок 8, который формирует описание объекта ио совокупности введенных признаков. 60
Сформированное формализованное. описание объекта поступает в блок идентификации объектов 9,. на другой вход которого подает ся формализованное описание предъявляемого оператору изображения, Блок 9 ироизво- бб дит сравнение признаков обоих изображений, и если признаки совпада.от, то есть объекть: идентифицируются, то выходной сигна» нс ступает в блок зедания программы обучения
11, который с помощью блока упрев»ения 60
4 обеспечивает представление оператору следующего изображения и с помо,ью биока
12 вырабатывает оценку действия оператора.
Если же совокупность признаков, вводи— мая оператором, и сформированное на их базе блоком 8 формализованное описание изображения не соотве тстсвует писанию при дъявпенного изображения, то оно передается бпоком идентификации объектов 9 в блок выявпения ошибочных признаков 10, куд» также из блока памяти эталонных изображе-.— ний объектов 6 поступает этапонное описание этого изображенля.
После сопоставленного анализа обоих изо— бражений блок 10 вь:являет ошибочно набранные или отсутствующие в описании признаки и выдает в блок 11 сигнал о выборе из блока памяти эталонных изображений объектов 6 и предъявлении их оператору с выделе.— нием тех признаков, по которым он допустил ошибочную классификацию изображений объектов.
Для этого блок задания программы обучения 11 с помощью блока управления 4 производит выбор из блока памяти этаионныхизображений объектов 6 и осуществияет его проецирование на экран 2 . Одновременно блок управпенич 4 обеспечивает подсветку тех же клавиш блока ввода признаков 7, на которых изображены, признаки проецируемого на экран изображения объекта, Оператор нажимает на клавиши, после чего бпок выбора последовательности обучения 1 1 вновь подключает блок тестовых иэображений объектов 5 к блоку. управпения 4, который выдает очередное (ипи ошибочно проклессифицированное оператором) тестовое изображение через проектор 3 на экран 2 . В дальнейшем процесс обучения операторов осуществляется анапогичным образом.
Введение новых блоков и новых конструктивных связей позволило повысить эффективность- обучения операторов в 1,7 - 1,9 ра» за по сравнению с известными устройствами, что сократипо время подготовки операторов в 2 рчэ а.
ФоptPóëа изобретения
Устройство дпя обучения операторов распознаванию объектов, содержащее блок пре.дъявления информации, соединенный через блок управления с блоками задания программы обучения, памяти этапоннь х и тестовых изображений объектов и ввода признаков, блок идентификации объектов и блок оценки обучаемого,o т и и ч а ю щ е е с я тем, P что, с цепью ндвышения эффективности обучения путем сокращения времени обучения, î <о содержит блок формирования описаний объектов. соединенный с бпоком ввода приСоставитель А. Карлов
Редактор Н.. Каменская Техред Э.Чужик Корректор H. Ковалева
Заказ 1860/47 Тираж 537 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул Проектная, 4 знаков и блоком идентификации объектов, подключенным к блоку тестовых изображений объектов, блок выявления ошибок, входы которого соединены с блоками идентификации объектов и памяти эталонных изображений объектов, а выходы подключены к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком идентификации объектов, и к блоку оценки обучаемого, и блок фиксации времени!
1 ! !
L реакции обучаемого, подключенный к блокам предъявления информации и оценки обучаемогое
Источники информации, принятые во внимание при "-кспертизе:
1. Патент США ¹ 3718985, кл. 35-9А, 1973.
2. Патент США № 3718759, кл. 178-6.8, 197.3.