Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сева Советекия
С©циалистимесюа тееснублин
0 ) ВОЗО56 (61) Дополнительное к авт. синд-ву (22) Заявлено21.06.76(21} 2374873/23-07 (51) И. Кл, Н 02 К 1/18
Н 02 К 1/28
Н 02 К 9/20 с присоединением заявки №
Гооудлротоеиный комитет
Воввтв Ииниетров СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано15.04.78.Бюллетень ¹ Я (4б) Дата опубликования описании 11.04.78 (бЗ) УДК 621.313, .71 3.1 3{ 088.8) (72) Автор изобретения
Ф, М. Злотников (71) Заявитель
{54} ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам с циркуляцией охлаждающего воздуха.
Известна электрическая машина с циркуляцией охлаждающего воздуха, имеющая полость, заполненную жидкостью, ограниченную элементами машины, B которых установлены оребренные радиаторы для паров охл ждающей жидкости, расположенные в зоне циркуляции охлаждающего воздуха. 10
Однако данная конструкция не црименима для электрической машины, содержащей внешний и внутренний роторы.
Известна электрическая машина с циркуляцией охлаждающего воздуха, содержащая 1З корпус, хонцентрически расположенные и м ханически связанные с одной стороны внешний и внутренний роторы и размещенный между ними прикрепленный к корпусу статор.
Однако в данной конструкции не обеспе- 20 чивается надежного крепления элементов машины и использования их для повышения эффективности охлаждения.
С целью повышения надежности предлагае мая электрическая машина снабжена опорны- 25
2 ми фланцами, между котоуыми закреплен статор, и установленными на подшипниках дисками, наружная поверхность одного из которых сопряжена с одним нэ упомянутых рланцев, а наружная поверхность другого сое инена с внешним ротором с противоположной стороны, причем второй фланец жестко связан с корпусом. Кроме того, машина может быть снабжена расположенными между ротором и фланцем уплотнениями образующими по» лость, заполненную жидкостью ограниченную внутренним ротором, статором и фланцами, в одном из которых установлены сообщающиеся с упомянутой полостью оребренные радиаторы для-паров охлаждающей жидкости, расположенные в зоне циркуляции охлаждающего воздуха.
На чертеже изображена описываемая элвктрическая машина.
Машина состоит из корпуса 1, статора 2, внешнего 3 и внутреннего 4 роторов. Статор состоит из шихтованного пакета 5 с внутренними и внешними паэамн для размещения кольцевой обмотки 6, с торцовым иэ токонепооводяшего материала стаканом 7, 603055 пропитанного влагостойким компаундом и монтируемого герметически в опорных защитных фланцах 8 и 9, первый из которых через диск 10 и подшипниковый узел 11 опирается на выходной вал 12, а второйчерез неподвижный щит 13 на- корпус двигателя.
Активная часть внешнего ротора установлена на стакано-образном каркасе 14 с вентиляторным колесом 15, установленным на ð выходном валу и опирающимся одним концом через подшипниковый узел 16 на корпус двигателя, а другим (консольным) концом через диск 17 и подшипниковый узел 18 на фланец
9 статора.
Л5
Активная часть внутреннего ротора установлена на выходном валу, который своей консольной частью через втулку 19 и подшипниковый узел 20 опирается также на фланец 9 статора. 20
Вводнгая коробка 21 двигателя установлена с торца на щите статора. Полость 22 частична заполнена жидкостью, например водой с температурой кипения меньшей, чем допустимая температуры двигателя, и соединена в 25 верхней части с трубчатыми радиаторами 23 для охлаждения паров жидкости, установленными во фланце 9. Герметизация полости обеспечивается с помощью уплотнений 24 и 25, установленны; на фпанцах 8 и 9 статора. Для снижения потерь на трение от вращения внутреннего:ротора в жидкость можно ввести специальные добавки (для воды вводят полиакриламид в количестве 0,01 - 1,00% от веса воды).
Тепло, выделяемое в статоре и роторе идет на парообразование кипящей жидкости, пары которой поднимаясь вверх поступают в охлаждаемые наружным воздухом радиаторы, где они конденсируются в капли жидкости, 40 стекающие обратно в полость 22, обеспечивая непрерывность кругооборота "жидкостьпар, - жидкость».
Таким образом, предлагаемый двигатель
45 имеет упрощенную эффективную систему охлаждения на основе испарительного и воздуш ного способов охлаждения.
Наличие опор у консольных частей роторов
H статора, а также выполнение корпуса для обшепромышленног0 применения B сочетании с упрощенной и эффективной системой охлаждения позволяют широко применять эту конструкцию двигателя для средних и больших мощностей.
Двигатели с внешним и внутренним ротором и статором, снабженным кольцевой обмоч кой, позволяют в ряде случаев иметь меньший вес по сравнению с двигателями с внутренним ротором и повышенным маховым моментом (маховой момент увеличивается за счет диаметра, а вес баластных маховых масс, не участвующих в создании вращающего момента, уменьшается), а также повышенный КПД (за счет уменьшения потерь в лобовых частях двигателя).
Формула изобретения
1. Электрическая машина с циркуляцией
-охлаждающего воздуха, содержащая корпус, концентрически расположенные и механически, связанные с одной стороны внешний и внутренний роторы и размещенный между ними прикрепленный ккорпусустаторр т л и ч а ю. щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена опоршями фланцами, между которыми закреплен статор, и установленными на подшипникахТдисками, наружная поверхность
1 одного из которых сопряжена с одним из упомя нутых фланцев, а наружная поверхность другого соединена с внешним ротором с противопо,ложной стороны, причем второй фланец жестко связан с корпусом.
2 Электрическая машина по и, 1, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что она снабжена расположен ными между ротором и фланцем уплотнениями образующими полость, заполненную жидкостью, ограниченную внутренним ротором, статором и фланцами, в одном из которых установлены сообщающиеся с упомянутой полостью оребренные радиаторы для паров охлаждающей жидкости, расположенные в зоне циркуляции охлаждающего воздуха.
С оставит ель Л. Кари гв а
Редактор Л, Баглай Техргд С. Беда Корректор Л. Власенко
Заказ 1869/51 Тираж 892 Подписное
ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам. изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раулскаи наб., д.4/5 филиал ППП "11ат:".нт", г. Ужгород, ул. Проектная, 4