Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

On ИСАНЙ-й

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11 6О3О58 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 02.04.73 {21)1898641/24-07 (51) М. Кл. с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 15.04.78. Бюллетень №1 (45) Дата оп"убликования описания 11.04.78

Н 02 К 9/04

Н.,02 К 1/20

Гасударственный камктет

Саввтв Мнннстрав СССР аа делам яэааретеннй я аткрытнй

Д) УДК 621.313.71а (088.8 ) (72) Авторы О А Князев, Г. К. Грюнвальд, А. И. Егорин В. С. Игнатьев изобретении А, С. Постников, Э. А. Горелик и В. В, Махорин (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в крупных электрических машинах, например в гидрогенераторах.

Известна электрическая машина с установленным на корпусе теплообменником jl).

В такой конструкции холодный газ после выхода из теплообменника, проходя по несколь ким параллельным путям, отводит потери, выделяющиеся в электрической машине. On- p нако условия охлаждения торцовых элементов статора по интенсивности практически не отличаются от условий охлаждения средних его участков, в то время, как в укаэанной зоне торцовых элементов выделяются повышенные йотери и возникают местные перегревы. Кроме того,статор с торцовыми элементами и теплообменник создают большие гидравлические сопротивления потоку газа. 20

Известна также электрическая машина, содержашая корпус с центральным и боковыми расположенными в зонах торцовых элементов отверстиями, установленный на корпусе в зоне центрального отверстия в 25

2 камере холодного воздуха, теплообменник, ротор и закрепленный на корпусе статор, выполненные с радиальными каналами, .сооб= щаюшимися с теплообменником через цен г ральное отверстие, а эоны торцовьтх элементов выполнены сообшаюшими я с камерой холодного воздуха, минуя теплообменник, через боковые отверстия"корпуса 2), В такой конструкции не обеспечивается достаточное охлаждение зон торцовых элементов статора.

C целью повышения эффективности охлаждения путем повышения эффективности охлаждения торцовых элемен-ов статора предлагаемая машина снабжена радиальными перегородками, образующими с торцовыми элементами статора каналы, сообшаюшиеся с боковыми отверстиями корпуса.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Электрическая машина содержит корпус 1 с центральным 2 и боковыми 3 отверстиями, установленный в зоне центрального отверстия в камере холодного воздуха 4 теплообменник 5, ротор 6 и статор 7, выпол60305

3 ненные с радиальными каналами 8, сообщаю. щимися с теплообмеиником через центральное отверстие, а зоны торцовых элементов, представляющие собой каналы 9, образованные перегородками 10 и торцовыми элементами 11 статора, сообщаютс я через боковые отверстия 3 с камерой холодного воздуха, минуя теплообменник 5.

Гидравлическое соединение зоны торцовых элементов статора с камерой холодного воз- g духа осуществлено с помощью каналов, отделяющих поток охлаждающего газа, проходящего через зоны. торцовые элементов, от общего потока охлаждающего газа, поступаюmего в теплообменник. Выходное сечение канала, обеспечивающее расчетный расход, образовано боковыми отверстиями.

Для обеспечения охлаждения лобовых частей обмотки 12 статора камера лобовых частей 13 соединена с помощью патру-бков 14, 20 установленных в перегородках 10 и торцовых ааеМеНТах 11 статора, с камерой горя чего газа 15. Интенсификация охлаждения торцовых элементов статора обеспечивается за счет уменьшения гидравлического сопротивления потоку газа, который минует теплообме ниик.

Учитывая, что через торцовые элементы статора проходит незначительная часть обще, ro потока газа, поддержание заданной . температуры на входе в электрическу|о машину при необходимости может обеспечиваться некоторым увеличением расхода охпаждак щей жидкости через теплообменник, Формула изобретения

Электрическая машина, содержащая корпус с центральным и боковыми расположен ными в зонах торцовых элементов отверстиями, установленный на корпусе в зоне центрального отверстия в камере холодного воздуха теплообменник, ротр и закрепленный на корпусе статор, выполненные с ра диапьными каналами, сообщающимися с теплообменником через центральное отверстие а зоны торцовых элемент :в выполнены сообщающимися с камерой холодного воздуха, минуя теплообменник, через боковые отверстия корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения,, путем IIOBbIIIIeHHB эффективности охлаждения торцовых элементов статора, она снабжена радиальными перегородками, образующими с торцовыми элементами статора каналы, сообщающиеся с боковыми от» верстиями корпуса.

Источники информации, приняще во вни мание, при. экспертизе:

1. Альпер T. И. и Сергиевская Т. Г.

Охлаждение гидрогенераторов, Энергия, М., 1969, с. 7.

2. Авторское свидетельство по заявке

1809629/07, кл. Н 02 К 9/02, 1972.

SQ305S

Редактор H. Каменская Техред С. Беца рр е а Ко ектор А. Власенко

Заказ 1869/5 1 Тираж 892 Подписное

ЫНИИПИ Государственного комитета Совета инистров по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ?K-З5, Раушская наб., д.. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,