Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е » возвоз

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 04.06.75 (21) 2141164/11 с присоединением заявки Л" (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.04.78- Бюллетень Лре1 (45) Дата опубликования описания(),011. Я, (51) М. Кл

В 60 К 41/06

5 16 Н 5/60

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам иеооретений н открытий (53) УД1(629. 1 1 3-585. .52 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Кацыгпн, М. М. Пинскер, В. Т. Впасов

If А. С. Солонский

Центрапьный научно-исспедоватепьский институт механизации и эпектрификации сепьского хозяйства нечерноземной зоны СССР и Минский тракторный завод (71) Заявители (54) С11СТЕМА A ВТОМА ТИЧЕС КОГО УПРА В ЛЕН И Я

СТУПГНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ!

25

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах как с механической, так и с гидромеханической трансмиссией.

Известна система автоматического управления коробкой передач транспортной машины, содержашая скоростной датчик, связанный с валом двигателя, датчик положения педали управления двигателем, командные реле высших и низших передач, исполнительные реле включения высших и низших передач, управляющие электромагнитами исполнительного механизма переключения передач, датчик знака ускорения, датчик направления перемещения педали управления двигателем (1).

Недостатком ее является сложность.

Известна и другая система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины, содержащая датчик обо ротов выходного вала коробки передач, датчики положения рычага регулятора и рейки топливного насоса, датчик линейного ускорения, реверсивный коммутатор, ключи и сравниваюшие устройства, к одному из входов каждого из которых через резисторы подключены датчики положения рычага регулятора и рейки топливного насоса, к другому — выходы ключей, а к выходу одного и другого сравни2 ваюших устройств через вентили подключены соответственно суммирующий и вычнтаю ций входы реверсивного коммутатора, каждый из выходов которого через диод соединен с обмоткой одного из электромагнитов исполнительных устройств и одним из входов одного из ключей, другие входы которых соединены с датчиком оборотов выходного вала коробки передач (2).

Это решение задачи является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению.

Недостатком известной системы является то, что датчик линейного ускорения, соединенный с суммирующими цепочками сравниваюших устройств. используется только на какой-либо одной передаче — в соответствии с расчетом. Это объясняется тем, что на различных передачах наибольшее линейное ускорение, развиваемое машиной при постоянном запасе мощности двигателя, будет различным.

Г1о этой причине соответствующая 3апасу мощности величина сигнала, поступающего от датчика линейного ускорения к суммирующим цепочкам сравнивающих устройств на различных передачах будет различной. В связи с этим известная система может работать эффективно только на одной передаче — в соответствии

603603

Снижение скорости машины до определенного уровня приводит к равенству напряжений на входах 30, 34 сравнивающего устройства 32, оно сработает, его импульс поступит на вычптающий вход коммутатора 1, вызовет его пере- 5 ключение и подачу напряжения к обмотке 15 электромагнита, производящего включение второй передачи и ключам 12, бб, отключив напряжение от обмотки 16 электромагнита третьей передачи и ключей 13, 67.

При выключении кгноча 13 и вкс)ючении ключа 12 изменится масштаб напряжения тахогенератора 20, поступающего через резисторы 25, 28 на вход 30 сравнивающего устройства 32, исчезнет равенство напряжений на входах 30, 34 и следующий импульс на его выходе нс появится. Одновременно при выключении ключа 67 и включении ключа 66 изменится масштаб напря)кения датчика 46 линейного ускорения, поступающего на входы 33, 34 сравнивающих устройств 31, 32 через масштабирую)ций резистор 69 и суммирующис резис20 торы 38, 39. Масц!табирующий резистор 69 изменяет величину сигнала датчика 46 в заданных пределах. Благодаря наличию ключей 65, 66, 67 и масштабирующих резисторов 68, 69, 70 масштаб сигнала датчика 46 р5 линейного ускорения, поступающего к сравнивающим устройствам, изменяется на ка)кдой передаче в заданных пределах.

После включения контроллера 61 в положение Л коммутатор 1 может оказаться в любом состоянии из четырех возможных (одно неиспользуемое), в том числе и в тех, которые не соответствуют режиму работы машины. Hpll этом в зависимости от конкретного состояния коммутатора 1 и режима работы машины величина напряжения тахогенсратора 20 на входах 29, 30 сравнивающих устройств 31, 32 вызовет срабатывание одного из них и максимум тремя импульсамп, поступив)ними на суммирую)ций илп вычитаюшии входы реверсивного коммутатора 1 с выхода сработавшего сравнива)ощего устройства, oil бу )ет пере- 40 всдсн в требхемое состояние.

Задержка правильной команды нс превыс)гг

0,03 с и не отразится на работе механизма управления коробкой передач, быстродействие которого 0,1 — 0,3 с. Если после включения

45 контроллера 61 в положение А коммутатор 1 окажется в четвертом неиспользуемом состоянии, то все ключи 11, 12, 13 в цепи масштабируюших резисторов 24, 25, 26 тахогенератора 20 будут закрыты и сравнивающее устройство 32, подав импульс на вычитающий вход 5ц реверсивного коммутатора 1< переведет его в первое состояние, при котором с его выхода 2 поступает напряжение к обмотке 14 электромагнита на вклк)ченис первой передачи.

Конденсатор 54, инвертируюший усили55 тель 50 и резистор об необходимы для измc рения и перес «ета приращения угловой скорости ведомого колеса, задаваемой тахогенср»тороч 53 в линейное ускорение машины.

При движсllèí м3пlèíû с положительным ускорсниеч усилитель 55 подаст пропорциональ- 60

НЫй УСКОРСНПЮ ОтРИЦатЕЛЬНЫй СИП)аЛ Н» СХ х)мирующие резисторы 38, 39, который умсньIIi;IeT об!цх)0 величину положительного сигнала, поступающего на Bxo lbl 33, 34 сравнивающих устройств 31, 32. В результате этого сравнивающее устройство 31 сработает и псрс)..)к)ченпе íà Bl>ic)IIx ю передачу произойдет p3llhi))e, то есть при меньшем напряжении, выр»o2TbiB2exioм тахогенератором 20. Прп движении машины с отрицательным ускорением усилитель 55 подает 113 сумх)пру)о)цис рези T()ры 38, 39 положительный сигнал. который уBOличивает общую величин) напряжсHII5), п!)ст)пающего на входы 33. 34 сравнпвак)щих устройств 31, 32. В результате этого сравнивающее устройство 32 сработает и переклк)чснис ll» низшую передачу произойдет раньше, то есп, при большем напряжении выраб»тыв»сч«)ч

) тахогенератором О.

При увеличении скорости движсHI!5) )1;illlllHbl на третьей передаче и lfi уменьшении скорости ес движения Н» первой пере;!ачс;10 IIOрога срабатывания сравнивающих устройств

31, 32 импульсы упомянутых cp»BiiliB»icHill)x устройств lic проходят íà входы рсвсрсllHH010 коммутатора 1, Т»К как вентили 50 ) 1II 49 закрыты сигналом коммутатора 1 на включен !с третьей и Hi первой передачи и носn ii»II)T через повышающие трансформаторы 59, 6() и;1 неоновые лампы 57, 58. Свечение лампы 58 пли 57 оповещает водителя 0 необ. Одимо Tll

)ереключс)IIIH вручнуюlo диапазона в трансм )сси!! ма!пины.

Благодаря точу, что cp<)B)II)B210)liilc у тройства 31, 32 подают кох!2)«д на псрск Ii))

3- -5", ; динамических качеств 313)llllHbl.

Фор.!!у.«а изодрал т«. нп)1

Система автоматического уп",;-)в )c)iiili ступенчатой коробкой передач Tp;1110110pт)гой маiIiliHbI, содержащ25) дат шк оборотов выхо kk)))I()

Вал3 корООки передач, датч!!к)1 п010жен«lя pblчага регулятора I) рейки топливного )асоса, датчик линейного ускорения, pck)epciIBHI II коммутатор, ключи и сравннваюпц)с х стройства, к одному из входов каждого из которых через резисторы гюдключены датчики положеHIIH рычага регулятора и рейки топ il!BIIOIO п»00 3, к Jp Ãox) \ — Bbixo Jbl h2 102(. и, а к вы ход одного ii другого сравнивающих устройств через вентили нодключены cooTBcTcTBci«klo суммирующий и вычитающий входы рсверспвно).о коммутатора. каждый из выходов которого через диод соединен с обмоткой одного пз электромагнитов исполнительных устройств и одllllxl из входов одного из клк)чей. другис вх))дь! которых соединены с датчиком оборотов вылходного вала коробк!. "ерсдач, ог.)««<«а)0«««п))гч тcxi, IT0, С ЦЕЛЬ)0 ПОВЫШ< ПИЛ ЭффЕKTII)3HOCTII PII()()ты системы, она снабжена дополн)ггс l)>)II>l l)I

603603

Ä8

Составитель Л. Ltîáàí

Техред О. Луговая Корректор

Тираж 841 Г одписно е

Редактор А.Маркович

Заказ 1988/20

LLIlИИПИ Госутарствеиного кои итета Совета Министров СССР

llo делам изогзретсний и () I êðûãèé

I l 3035, Москва, Ж-35, Раугиская наб., l. 4/5

Филиат П11Г! «Г1атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ключами, один из входов каждого из которых соединен с одним из выходов реверсивного коммутатора, другой — с датчиком линейного ускорения, а их выходы через резисторы подключены к входам сравнивающих устройств, связанным с датчиком положения рычага регулятора и рейки топливного насоса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 423685, кл. G 05 G 13/04, 1970.

2. Заявка № 1497279/11 от 14 12 70, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.