Волновая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ЙСАНЙЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Соцмалмстмческмх

Республик (<1) 603796

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03,01.77(21) 2435423/25-28

2 (53) М. Кл. с присоединением заявки №t-" 16 Н 1/00

Гасударственный намнтет

Савата Мнннетрае СССР аа делам нзебретеннй н аткрытнй (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.04 ° 78Бюллетень № 15 (45) Дата онублнкования описания 27.03.78 (53) УДК 621 833 7

{ 088.8) (72) Авторы изобретения

В. Е. Фаддеев, Е. Д. Квашнин н Л. В.Шофлер (71) Заявитель

{54) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в механизмах точных приборов.

Известна волновая передача, содержащая гибкое и жесткое колеса, ведущий вал и генератор, состояший из трех сателлнтов, опирающихся на гибкое колесо и на еще один или более дополнительные ряды сателлитов, опирающихся в свою очередь на ведущий вал передачи (11.

Недостатком указанного устройства является сложность конструкции, низкий КПД н сравнительно невысокие величины передаточного числа.

Наиболее близким по технической сушно- 5 сти и досгигаемому резулыгату к изобретению является волновая передача, содержащая гибкое и жесткое колеса, ведущий вал и генератор, выполненный в виде трех са« теллитов, опирающихся на гибкое колесо и еа находящихся во фрикционном контакте с ведущим валом Pj.

Недостатком известного устройства является то, что в нем для работоспособности должна обеспечиваться высокая точность соосности ведущего вала и жесткого колеса, так как незначительная несоосность (особенно so фрикционных передачах) может привести к значительной неравномерности распределения нагрузки между зонами взаимодействия гибкого и жесткого колес, что отрицательно сказывается на эксплуатационных качествах передачи и может привести к повышенным контактным напряжениям и преждевременному выходу из строя передачи.

Кроме того, в известной передаче не может бьггь значительно увеличено передаточное число за счет генератора, так как величина его лимитируется диаметром сателлитов.

Для автоматического увеличения силы грения между сателлитами и ведущим валом дри возрастании полезной нагрузки, выравнивания нагрузки между зонами зацепления и увеличения передаточного числа передачи, передача снабжена контактирующими с наружными поверхностями двумя нажимными роликами, оси которых расположены по обе стороны от ведушего вала параллельно его оси и двумя стяжными кольцами, обхватываюшими нажимные ролики и расположенными

603796

3 у рх торцов, сателлиты установлены между стяжными кольцами и касаются роликов наружными поверхностями и выполнены в вийе колец, расположенных вдоль оси ведущего вала, таким образом, что центры их находятся и одной диаметральной плоскости, 5 проходящей через ось передачи, центр среднего кольца находится. по одну сторону от оси вала, а центры двух крайних колец - по пругую. о

На фиг. 1 изображена предлагаемая передача, общий вип; на фиг. 2 показан разрез А-А на фиг. 1; на фиг, 3 - разрез Б-Б на фиг. 2. 15

Волновая передача содержит ведущий вал 1, установленный в подшипниках 2, неподвижное наружное плоское колесо 3, укрепленное на основании 4, гибкое колесо 5 с вепомым валом 6, установленным в под- 20 шипниках 7 и волновой генератор. Генератор содержит три сателлита, выполненные в виде колеи, опирающихся внутренними поверхностями на ведущий вал l и внешними поверхностями - на гибкое колесо 5, причем 25 центр одного кольца 8, находящегося между двумя другими кольцами 9 и 10, расположен по одну сторону от вала 1, а центры двух других колец 9 и 10 - по другую сторону. Фрикционный контакт между внут- зО ренними поверхностями колец 8, 9 и 10 и ведущим валом 1 осуществляется при помощи двух нажимных роликов 11, расположенных на внешних поверхностях колец в диамегральной плоскости расположеНия цент- 35 ров последних, и двух стяжных колец 12, обхватывающих нажимные рамки 11.

Устройство работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 вращают-4О ся и находящиеся в контакте с ним кольца

8, 9 и 10, при этом они катятся по внутренней поверхности гибкого колеса 5, вызывая волну деформации и поворот его вместе с ведомым валом 6. Нажимные ролики 45

11 в резулнгате контакта с внешними поверхностями колец 8, 9.и 10 вращаются и врашают стяжные кольца 12. При возрастании полезной нагрузки сгяжные кольца 12 са. мозатягиваются, при этол увеличивается сила прижатия нажимных роликов 11 и кольцам 8, 9 и 10, чго усиливает фрикционный контакт последним и ведущим валом 1 .

Выполнение сателлитов в виде колец позволяет увеличить их диаметр по сравнению55 с прототипом (за счет внутреннего фрикционного зацепления с ведущим валом), и

4 тем самым увеличить передаточное отноше« ние генератора, а следовательно и всей волновой передачи.

Кроме того, кольцеобразная форма сателлитов обеспечиват им неформативность э олагодаря чему достигается выравнивание нагрузки между зонами взаимопействия .гиб;:ого и жесткого колес.

Использование данного изобретения позволит за счет автоматического увеличения силы трения между сателлитами и ведущим а валом при передаче полезной нагрузки увеличить ее мощность и точность, а эа счет выравнивания нагрузки между зонами взаимодействия гибкого и жесткого колес увеличить долговечность передачи. .Увеличение передаточного числа расширяет воэможности передачи.

Зацепление гибкого и жесткого колес может быть как фрикционным,.так и ayfчатым.

Формула изобретения

Волновая передача, содержащая гибкое и жесткое колеса, ведущий вал и генератор, выполненный в вийе трех сателлитов, опирающихся на гибкое колесо и находящихся во фрикционном контакте с ведущим валом, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью автоматического увеличения силы трения межпу сателлитами и ведущим валом при возрастании полезной нагрузки, выравнива« ния нагрузки между зонами зацепления и увеличения передаточного числа, передача снабжена контактирующими с наружными поверхностями двумя нажимными роликами, оси которых расположены по обе стороны от ведущего вала параллельно его оси и двумя стяжными кольцами, обхватываю ими нажимные ролики и расположенными у их торцов, сателлиты установлены между стяжными кольцами и касаются роликов наружными поверхностями и выполнены в виде колец, располо,кенных вдоль оси ведущего вала таким образом, что центры их находятся на одной диаметральной плоскости, проходящей через ось передачи, иентр среднего кольца натодится по одну сторону от оси вала, а центры двух крайних колец - по другую.

Источники информации, прина ые во внимание при экспертизе:

l, Авторское свидетельство С! СР

Nо 449 1 90, кл Р 16 Н 13/00, 1 972, 2. Гинзбург E. Г. "Волновые передачи .

Л., "Машиностроение", 1969, с. 11, рис. 4.

603796

Б-5

Составитель Н, Гордеев

Редактор Т. Шагова Техред О. Андрейко Корректор М. Вемчик

Заказ 2036/30 Тираж 1198 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4