Управляемый вентильный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиих
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) 3аявлено 22.07,74 (21) 2051495/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Н 02 К 29/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР ао делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 25.04.78. Бюллетень №15 (53) УДК 621.313. ,13.014. .2 (088.8) (45) Дата опубликования описания04.04.78 (72) Авторы изобретения
В. Т. Гращенков и А, С. Минин (71) За я витель (54) УПРАВЛЯЕМЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ
ЗЛЕКТРОДВИГЛТЕЛЬ
Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в быстродействующих бесконтактных электр оприводах.
Известны управляемые вентильные электродвигатели, секция обмотки якоря которых соединены с источником питания через мостовой полупроводниковый коммутатор, а входы ключей коммутатора связаны с выходами датчика полржения ротора через логическое
Двигатель, опиоанный в $3$ по решаемой задаче и технической сущности является наиболее близким к изобретению. Он содержит мостовой полупроводниковый коммутаторр 15 управляющие цепи ключей которого связаны с чувствительными элементами датчика пс ложения ротора с шириной сигнального сектора 180 ап. град. через логические апементы Запрет". 20
Общим недостатком известных двигателей является низкий уровень динамических показателей, обусловленный тем, что в паузе между управляющими импульсами двигатель тормозится лишь моментом нагрузки, который 25 устройство $1), (2) и (3) . может быть мал, особенно, в области, бли:+кой к холостому ходу.
11елью изобретения является повышение динамических показателей двигателя.
Это достигается тем, что двигатель снабжен дополнительно элементами ИЛИ-НЕ, причем один из входов каждого элемента
ИЛИ-НЕ соединен выходами соответствук щего апемента "Запрет первой руппы, другой вход — c цепью сигнала управления, а выходы соединены с входами соответствующего силового ключа второй группы.
На фиг. 1 представлена схема предлагаемого двигателя; на фиг, 2 — диаграммы работы отдельных элементов схемы двигателя
На фиг. 1 приняты следующие обозначения: 1 — сигнальный сектор якоря датчика положения ротора; 2-4 — чувствитеЛьные элементы; 5-10 — логические элементы
"Запрет", 11-13 - конъюнкторы; 14-16логические апементы ИЛИ-НЕ; 17-19дизъюнкторы; 20-25 «силовые ключи коммутаторов; 26-31 — диоды обратного тока;
32 - силовая обмотка двигателя.
604091
На диаграмме -U > U, Ug — сигналы с чувствительных элементов датчика положения ротора; У > 1Х ..Я вЂ” выходные напряжения соответствующих логических элементов; U> — импульсный сигнал управления скоростью.
Чувствительные элементы 2, 3, 4 датчика положения ротора попарно соединены с входами логических элементов "Запрет" 5-10.
Выходы элемента "Запрет 5, 7, 9 лодклю- 10 чены к входам конъюнкторов 1 1, 12, 13 и к входам логических элементов ИЛИ-НЕ
14, 15, 16. Вторые входы элементов 11-16 соединены с цепью импульсного сигнала управ.ления скоростью 3у
Выходы конъюнкторов 11-13 соединены с управляющими целями верхней группы силовых ключей коммутатора 20, 21, 22.
Выходы элементов 6 и 14, 8 и 15, 10 и 16 подключены к входам днзъюнкторов
17, 18, 19. Выходы дизъюнкторов 17-19 соединены с управляющими цепями нижней группы силовых ключей 23, 24, 25.
Силовые ключи коммутатора шунтированы диодами обратного тока 26-31.
К выходам плеч, моста, образованных си-ловыми ключами коммутатора, включена обмотка двигателя 32.
Сигналы, появляющиеся на выходе эпеменЗО тов Запрет" 5-10, будут равны конъюнкции повторения одного и отрицания другого вход-. ных сигналов. Так напряжение (см„ фиг. 2) будет равно конъюнкции повторения напряжения 0 и отрицания напряжения ЦЬР а напряжение А равно конъюнкции повторения напряжения Д и отрицания напряжения
Д > . Аналогично для пар напряжения У р
0 и Пд >U g, Поскольку напряжения на входах элементов "Запрет" имеют длительность 180 зл. град, и сдвинуты относительно друг друга на 120 эл. град„ ла выходах каждой пары элементов 5-10 появп потся последовательности импульсов длительностью
120 зп. град., сдвинутые относительно друг друга на 180 зл. град., ло которым определенным образом управляются силовые ключи одного из плеч моста.
Конъюнкции сигналов D и ling, Uy u
if>, TJ > и П д с выходов элементов
11, 12, 13 подаются на управляющие цепи верхней грппы силовых ключей коммутатора, По сигналу U(управляется ключ 20, а по сиглапуП - ключ 21 и по сигналу
1с. 55
U êëþ÷ 22.
На выходах логических элементов ИЛИСЕ 14, 15, 16 получаются конъюнкции отри цаний импульсного сйгнала скорости Ц,п напряжений Ug, Ц 7, Цq соответствейно, согласно известному правилу логики — от4 авиценне дизъюнкции равно конъюнкции
1 отрицания.
Таким образом, в паузе между управляющими импульсами и лри равенстве нулю на-, пряжений U g Д, U q соответствующие напряжения 35 > Ц, U > будут равны еди нице. Эти напряжения подаются на входы соответствующих дизъюнкторов 17, 18, 19 на другие входы которых поступают сигналы Ц,, Ug и Ц а с выходов элементов
"Запрет" 6, 8, 10.
Дизъюнкции сигналов Ц,, U<, Ц,Ц,g и (Г, > U g с выходов элементов 17, 18, 19 соответственно управляют ключами. нижней группы 23, 24, 25. Благодаря этому, каждый ключ нижней группы полностью оч крыт в интервале угла коммутации, равного
120 зп. град., а также в паузе между управляющими испупьсами в интервале + 60 эл, град., в обе стороны от интервала коммута;ции.
Таким образом, лри любом положении ро тора и наличии управляющего импульса открыты два силовых ключа, не принадлежащие одному и тому же плечу моста, один из которых относится к верхней, а другойк нижней группе.
Так в момент времени f (см. фиг. 2) на вход схемы подан импульс управления скоростью Ву, На выходе логической схемы существуют напряжения U > и U д, открывающие соответственно силовые ключи
20 и 25. Напряжение питания приложено к силовой обмотке. В паузе между управляющими импульсами (момент времени 4g ) на выходе логической схемы напряжения Ц исчезает и появляется напряжение ц щ> что приводит к запиранию силового ключа 20 и отпиранию ключа 24. При этом обмотка оказывается отключенной от источника питания и замкнутой некоротко через ключи
24, 25 и диоды 30,31рчем обеспечивается режим динамического торможения двигателя. Ключ 23 остается запертым при запирании ключа 20, что исключает возможность протекания сквозных токов в момент переключения, Таким образом, управляемый вентильный двигатель .имеет более высокие динамические характеристики за счет введения динамического торможения в паузе между управляющими импульсами и более высокие энергетические показатели и надежность за счет исключения сквозных токов, при этом упростилась конструкция силового коммутатора, поскольку отсутствуют дополнительные силовые элементы.
604091
Ф ормула изобретения
Управляемый вентильный электродвигатель, содержащий обмотку якоря, соединенную с источником питания через мостовой полупроводниковый коммутатор, каждому силовому ключу анодной и катодной группы которого соответствует логический элемент "Запрет, причем элементы "Запрет образуют первую и вторую группы, входы силовых ключей 10 первой, например, анодной группы полупроводникового коммутатора связаны с. выходами первой группы логических элементов "Запрет, входы второй группы силовых ключей - с выходами второй группы элемента "Запрет, 15 а входы элементов "Запрет, относящихся к ключам одного плеча коммутатора, связаны с чувствительными элементами датчика поло . жения ротора с углом сигнального сектора
180 эл, град., и цепь импульсного сигнала управления, отличающийся тем, что, с целью повышения динамических показателей, он снабжен дополнительно логическими элементами ИЛИ-НЕ, причем один из входов каждого элемента ИЛИ-НЕ соединен с выходами соответствующего элемента
"Запрет первой группы, другой вход — с цепью сигнала управления, а выходы соединены с входами соответствующего силового ключа второй группы,Источники информации, принятые во внимание при экпертизе:
1. Патент США t4 3.783,359, кл. 318)254, 1973. . 2. Патент Японии М 46-31692, кл. кл. 55 А 42, 1971.
3. Патент США 34 3581.702, кл. 318138, 1970.
604081
Ug
5о
Ьг
I/ó ra
UrS
yl6
Uy7
bg
ury
Составитель А. Санталов
Редактор H. Хлудова Техред А. Богдан Корректор И. Гоксич
Заказ 2116/46 Тираж 892 Подписное
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССО по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4