Тяговая цепь

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 604760

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.04.73 (21) 1921719/03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 10.05.78 (51) M. Кл.- В 65G 17/38

В 65G 19/20

F 16G 13/06

Государственный комитет

Совета Иинистров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.867.1 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Г. Лысенко, Э. Д. Мельников и В, И. Ушаков

Завод литейного оборудования «Амурлитмаш» (71) Заявптсл (54) ТЯГОВАЯ ЦЕПЬ

Изобретение относится к области промышленного транспорта, в частности к тяговым цепям конвейеров, работающих в абразивной среде.

Известны тяговые цепи, включающие звенья, снабженные головками на одном конце и проушинами, охватывающими головку соседнего звена на другом конце и соединенные между собой шарнирно пальцами (1).

Недостатками указанных тяговых цепей при работе их в абразивной среде являются то, что в имеющийся зазор между торцовыми поверхностями головок и проушин, необходимый для поворота звеньев относительно друг друга при движении конвейера на криволинейных участках, попадают зерна абразива, что приводит к интенсивному износу этих поверхностей. Плоская форма этих поверхностей не способствует выпаданию попавших в зазор зерен абразива, т. е. последние деформируют сопрягаемые поверхности элементов звеньев на протяжении всего угла взаимного поворота, увеличивая при этом сопротивление движению конвейера.

Кроме того, при достижении предельно дои cTHMoIo износа торцовых поверхностей головок и проушин звена требуется полная замена самого звена, Для придания же изнаш ива емым поверхностям звеньев необходимой износостойкости упрочнением, например термической обработкой, из-за монолитности звена необходимо подвергать этой обработке все звено или изготавливать его из дорогостоящей высокопрочной стали.

5 Известны также тяговые цепи, включающие соединенные между собой шарнирно звенья, снабженные головками на одном конце и проушинами, охватывающими головку соседнего звена, на другом конце (2).

10 Для этих цепей также характерны все недостатки, описанные выше.

Целью изобретения является увеличение износостойкости при работе в абразивной среде.

15 Указанная цель достигается тем, что звенья в местах трения друг с другом снабжены износостойкими шайбами, попарно закрепленными в головках и проушинах, причем одна из каждых парных шайб имеет обращенные в сторону соседней шайбы и разделенные сообщающимися впадинами выступы в форме секторов, центральный угол которых меньше минимального угла взаимного поворота двух сопряженных звеньев на кри25 волинейном участке движения цепи.

На фиг. 1 изображены сопрягаемые звенья в сборе; на фиг. 2 — износостойкая шайба; на фиг. 3 — сопрягаемые звенья в положении максимального взаимного поворота; на

30 фиг. 4 — вариант износостойкой шайбы; на

604760 фиг. 5 и 6 — сопрягаемые звенья в сборе с различными вариантами износостойких шайб.

Каждое звено 1 цепи имеет головку 2 и проушину 3 и 4. Сопрягаемые звенья 1 и 5 шарнирно соединены пальцем 6, фиксация которого от проворачивания в проушинах звена цепи производится известным способом. Звенья снабжены известными устройствами для присоединения к ним транспортного органа, который на чертежах не показан. Головка 2 звена в месте шарнира снабжена износостойкой втулкой 7. На боковых поверхностях головок 2 и проушин 3 и 4 звеньев 1 и 5 в местах трения друг с другом попарно закреплены износостойкие шайбы 8 и 9. Одна из шайб, например шайба 8, имеет обращенные в сторону соседней шайбы, например шайбы 9, выступы 10, причем между ними для возможности поворота сопрягаемых звеньев 1 и 5 относительно друг друга предусмотрен зазор. Выступы 10 износостойких шайб (фиг. 2) выполнены в виде секторов, равномерно распределенных по окружности, и чередуются с секторными впадинами 11, сообщающимися между собой кольцевой впадиной. Высота выступов 10 и ширина кольцевой впадины больше максимального размера зерен абразива, в среде которого работает тяговая цепь. Износостойкая шайба 8 закреплена в соответствующей части звена от проворачивания, например, с помощью радиального шпоночного выступа 12.

Центральный угол а (фиг. 3) секторного выступа 10 шайбы 8 меньше максимального угла поворота у двух сопряженных звеньев 1 и 5 при движении конвейера на криволинейном участке, а сумма угла а и центрального угла р впадины 11 между двумя соседними выступа ми больше угл а у.

Износостойкие шайбы, устанавливаемые в головке звена, могут быть выполнены заодно с втулкой в виде сменного элемента 13, устанавливаемой в головку (фиг. 4). В этом случае шайба также снабжена выступами 10, разделенными сообщающимися впадинами

11. Два таких элемента 13 установлены (фиг. 5) в головке 2 звена, а в проушинах 3 и 4 установлены плоские шайбы 9. Выступы

10 могут быть выполнены на шайбах 14, закрепленных от проворачивания в проушинах

3 и 4 звена (фиг. 6), а в головке 2 будут закреплены сменные элементы 15, не имеющие выступов, и выполнены либо заодно с втулкой, либо в виде плоских шайб.

При движении тяговой цепи в высокоабра5 зивной среде возможно попадание зерен абразива между износостойкими шайбами 8 и

9 на всем пути движения каждого из шарниров, образованных сопрягаемыми звеньями

1 и 5, но основная часть попавшего абразива

10 просыпается из шарнира благодаря наличию сообщающихся между собой впадин 11, образованных выступами 10. Абразив, попавший в зазор между выступом 10 шайбы 8 и сопрягаемой с ней плоской шайбой 9, может оста15 ваться в этом зазоре лишь при движении цепи на прямолинейных участках и не изнашивает шайбы 8 и 9. При движении цепи на криволинейных участках во время поворота звена 1 относительно звена 5 (фиг, 3) этот

20 абразив деформирует поверхность выступов

10 и шайб 8 и сопрягаемые поверхности шайб

9 на протяжении всего угла поворота а, но при повороте на угол у, больший угла а, зерна абразива удаляются из зазора.

Формула изобретения

Тяговая цепь, включающая соединенные между собой шарнирно звенья, снабженные

30 головками на одном конце и проушинами, охватывающими головку соседнего звена, на другом конце, отличающаяся тем, что, с целью увеличения износостойкости при работе в абразивной среде, звенья в местах тре35 ния друг с другом снабжены износостойкими шайбами, попарно закрепленными в головках и проушинах, причем одна из каждых парных шайб имеет обращенные в сторону соседней шайбы и разделенные сообщающи40 мися впадинами выступы в форме секторов, центральный угол которых меньше максимального угла взаимного поворота двух сопряженных звеньев на криволинейном участке движения цепи.

45 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Энциклопедический справочник «Машиностроение» под ред. Е. А. Чудакова, М,, 1948, с. 370.

50 2. Спиваковский А. О. и др. Транспортирующие машины. М., 1968, с. 30, фиг. 10.

6047GO

/7/ue 5

Рвг 5

//7

tuuz

Р//г б

Составитель Н. Жуков

Техред И. Рыбкина Корректор А. Степанова

Редактор Ю. Комаров

Заказ 805/2 Тираж 1075

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2