Способ реверсирования радиального турбодвигателя горной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1п1 60504l
Союз Советских
Социалистических
Республик
\,—
L (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.03.76 (21) 2331157/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 10.05.78 (51) М. Кл.2 F 03В 13/00
Е 21С 31/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.224.2 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
В. И. Медведков
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт добычи угля гидравлическим способом (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕВЕРСИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО
ТУРБОДВИГАТЕЛЯ ГОРНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к способам реверсирования турбодвигателей и может быть использовано для реверсирования радиального турбодвигателя горной машины.
Известен способ реверсирования радиального турбодвигателя горной машины, включающего располояенные на одном валу поочередно работающие два рабочих колеса, снабженные торцовыми уплотнениями и общими подводящим и отводящим коллекторами, соединяющими подводы и отводы колес при помощи заслонок, путем попеременного открытия и закрытия подводов.
Этот способ является наиболее близким к описываемому по технической сущности идостигаемому эффекту.
Однако при осуществлении такого способа велики потери энергии, связанные с вращением неработающего колеса в жидкой среде, потери энергии, связанные с насосным эффектом, от дискового трения и механического трения в торцовых уплотнениях, что снижает общий КПД установки.
Целью изоебретения является уменьшение потерь энергии, связанных с вращением неработающего колеса.
Это достигается тем, что закрывают подвод неработающего колеса, разводят его торцовые уплотнения, закрывают отвод и выпускают жидкость из проточного тракта, одновременно сводят торцовые уплотнения работающего колеса и прекращают выпуск жидкости из его проточного тракта.
5 На чертеже изображена схема радиального реверсивного турбодвигателя, реализу|ощего способ.
Турбодвигатель содержит рабочие колеса 1
10 и 2, имеющие зеркальное исполнение рабочих каналов, вал 3, подводящий коллектор 4, заслонки 5 и 6, подводы 7 и 8, отводы 9 и 10 с отводящим коллектором 11, слнвные трубопроводы 12 и 13, торцовые уплотнения 14 и
15 15 с приводами 16 и 17 и золотники 18 и 19.
Полояение элементов на чертеже соответствует проходу жидкости через рабочее колесо 1. При этом заслонками 5 и 6 проточный тракт рабочего колеса 2, включая подвод 8 и
20 отвод 10, отделен от рабочей жидкости и через золотник 19 соединен с атмосферой, торцовые уплотнения 15 разведены, а жидкость выпущена в атмосферу за счет центробежных сил, создаваемых рабочим колесом 2, и сил
25 тяжести.
Для реверсирования направления вращения вала 3 заслонками 5 и 6 отделяют от рабочей жидкости проточный тракт рабочего колеса 1
30 и одновременно соединяют с коллектором 4 и
605041
Составитель Т. Довгелн
Техред Н. Рыбкина
Корректор О. Тюрина
Редактор Н. Богатова
Изд. № 437 Тираж 680
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ 691/9
Типография, пр. Сапунова, 2
3 коллектором 11 проточный тракт рабочего колеса 2, разводят с помощью приводов 16 торцовые уплотнения 14 и сводят с помощью приводов 17 торцовые уплотнения 15, соединяют через золотник 19 проточный тракт рабочего колеса 1 с атмосферой и с помощью золотника 19 отделяют от атмосферы проточный тракт рабочего колеса 2. жидкость по трубопроводам 12 вытесняется вращающимся вхолостую рабочим колесом 2, а также под действием сил тяжести в атмосферу.
При осуществлении таких операций достигается уменьшение потерь энергии на рабочем колесе 2, связанных с вращением неработающего в данный момент рабочего колеса 1, а именно механических от трения торцовых уплотнений 14, потерь на дисковое трение и от насосного эффекта колеса 1.
Формула изобретения
Способ реверсирования радиального турбодвигателя горной машины, включающего рас5 положенные на одном валу поочередно работающие два рабочих колеса, снабженные торцовыми уплотнениями и общими подводящим и отводящим коллекторами, соединяющими подводы и отводы колес при помощи засло10 нок, путем попеременного открытия и закрытия подводов, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь энергии, связанных с вращением неработающего колеса, закрывают подвод последнего, разводят его
15 торцовые уплотнения, закрывают отвод и выпускают жидкость из проточного тракта, одновременно сводят торцовые уплотнения работающего колеса и прекращают выпуск жидкости из его проточного тракта,