Муфта предельного момента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 605047

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. спид-ву 531723 (22) Заявлено 16.01.76 (21) 2314556/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 03.05.78 (51) М. Кл F 16Р 7/04

В 25В 23/14

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

М. В. Медвидь, А.-Й. А. Товт и С. В. Коцюба

Львовский ордена Ленина политехнический институт и Львовский мотозавод (71) Заявители (54) МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматическим сборочным и центрирующим устройствам для колес с проволочными спицами.

Известна предохранительная муфта, содержащая две концентричные полумуфты с радиально расположенными стопорами, поджимаемыми с помощью пружин через сухари регулировочным элементом, выполненным в виде конусного стержня, запрессованного в осевое отверстие внутренней полумуфты (1).

Недостатками этой муфты является значительный разброс моментов, при котором она срабатывает, а также то, что выключение сопровождается ударами.

Известна муфта предельного момента, содержащая подпружиненные полумуфты, соединенные торцовыми зубьями. Ведущая полумуфта имеет также на другом торце кулачки и толкатели, установленные в ее продольных отверстиях направляющих и взаимодействую.-щие со смонтированными во втулке роликами, поджатыми к упомянутым торцовым кулачкам, и с упорным подшипником ведомой полумуфты (2).

Торцовые кулачки состоят из трех основных профилей: винтового, кольцевого и упорного. После выхода роликов, перекатывающихся по кулачкам, на кольцевую часть, прекращается передача крутящего момента, далее ролики вталкивают толкатели в свои направляющие и происходит разъединение ведущей и ведомой полумуфт и, наконец, при полном утапливании толкателей и достижении роликами упорной части кулачка начинается холостое вращение ведущей полумуфты. Для обеспечения полного утапливания толкателей и предупреждения повторяющихся произвольных включений полумуфт вал ведомой полумуфты снабжен подпружиненными сухарями для притормажнвания ведущей полумуфты.

Для нормального срабатывания муфты необходим такой тормозной момент, который

15 больше, чем крутящий момент, возникающий при взаимодействии роликов с наклонными поверхностями толкателей. Ввиду отсутствия возможности регулировки пружин ведомой полумуфты и тормоза возможны случаи, ког20 да указанные выше условия не будут выполняться и возникнут самопроизвольные повторяющиеся включения муфты. Кроме этого, механизм восстановления исходного . положения тоже не является вполне надежным.

25 Целью изобретения является повышение надежности срабатывания и обеспечение возможности повторного самовключения муфты.

Это достигается тем, что муфта снабжена упорами, установленными на винтовой поЗО верхности кулачков ведущей полумуфты па605047

60 раллельно ее оси и взаимодействующими одним торцом с роликами ведущей полумуфты, а другим — с ведомым валом.

На фиг. 1 изображена муфта в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — развертка кулачка с радиальными шарикоподшипниками.

Муфта предельного момента включает в себя ведущий вал 1, соединенный с выходным валом блока, электродвигателя с редуктором

2 и установленный на подшипниках стакана

3. На конце вала 1 на подшипниках сидит ведущая полумуфта 4, имеющая торцовые зубья 5 с одной стороны и торцовые кулачки

6 с другой. Торцовые кулачки 6 имеют два основных винтовых профиля: восходящий рабочий 7 и нисходящий разъединительный 8.

Ведущая полумуфта 4 имеет по две параллельные ее оси и соответственно симметрично расположенные направляющие 9, в каждой из которых установлены толкатель 10 и упор

11. Со стороны торцовых кулачков 6 толкатели 10 и упоры 11 имеют скошенные плоскости 12 и 13 соответственно. Для ограничения величины выхода толкателя 10 из направляющих 9 служат заплечики 14. В торцовые кулачки ведущей полумуфты 4 упираются два симметрично расположенные радиальные шарикоподшипника 15, которые сидят на осях, установленных в вилках скользящей втулки 16. Для прижатия подшипников 15 к торцовым кулачкам 6 предусмотрена пружина 17, упирающаяся с одной стороны во втулку 16, с другой в кольцо 18. Последнее имеет усики 19, которые через пазы корпуса 20 выступают наружу и входят в кольцевую выточку регулировочной гайки 21. Со стороны торцовых зубьев 5 толкатель 10 упирается в упорный подшипник 22, установленный на ведомой полумуфте 23, которая снабжена пружиной 24, постоянно воздействующей на нее для соединения с ведущей полумуфтой 4. Ведомая полумуфта 23 установлена на втулке

25, сидящей в подшипниках. Втулка 25 установлена на ведомом валу 26, который соединен с ведомой полумуфтой 23 при помощи штифта 27 через пазы в валу 26 и ведомой полумуфте 23. Ведомый вал 26 снабжен сферической пятой 28, упирающейся в подпятник

29 упоров 11. Соединительные плечики 30 упоров 11 установлены в пазах торцового зубчатого венца 5 ведущей полумуфты 4 и подпираются возвратной пружиной 31. Ведомый вал снабжен возвратной пружиной 32 и буртиком 33, причем последний воспринимает осевую нагрузку при закручивании. Ведомый вал 26 несет отвертку 34 для закручивания, например, ниппельной гайки 35.

Муфта работает следующим образом.

Вращение от блока электродвигателя с ре5

40 дуктором передается скользящей втулке 16.

Последняя своими шарнкоподшипниками 15 воздействует на рабочий профиль 7 кулачка 6 и поворачивает ведущую полумуфту 4, При холостом ходе шарикоподшипники 15 остаются в углублении кулачка 6, так как для передачи вращения им необходимо преодолеть лишь незначительное сопротивление сил трения качения в подшипниках опор. При вводе оператором лезвия отвертки 34 в шлиц ниппельной гайки 35 ведомый вал 26 перемещается до буртика 33, сжимая при этом пружины 32 и 31, и выдвигает упор 11 из кулачка

6. Возрастает величина передаваемого крутящего момента и шарикоподшипники 15 начинают подниматься по рабочему профилю 7 кулачка 6. Пружина 17 при этом сжимается.

По мере натягивания спицы передаваемый крутящий момент возрастает и при заданной его величине шарикоподшипники 15 достигают линию перехода рабочего 7 и переходного прямого профилей кулачка 6, и ведущая полумуфта 4 прекращает вращаться. Шарикоподшипники 15 попадают на скошенные плоскости 12 толкателей 10 и нисходящий разьединительный профиль 8 кулачка 6. От действия тангенциальной составляющей реакции шарикоподшипников 15 на кулачки 6 ведущая полумуфта 4 получает вращение в обратную сторону относительно вращающейся скользящей втулки 16. При этом толкатели 10 полностью утапливаются и разъединяют полумуфты 4 и 23, а шарикоподшипники

15 задерживаются упорами 11. Разъединенная ведущая полумуфта 4 начинает вращаться вхолостую. Как только лезвие отвертки 34 выведут из шлица ниппельной гайки, с ведущего вала 1 снимается осевая нагрузка, и пружины 32 и 31 возвращают ведомый вал 26 и упоры 11 в исходное положение, и происходит самовосстановление муфты.

Формула изобретения

Муфта предельного момента по авт. св. № 531723, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности срабатывания и обеспечения возможности повторного самовключения, она снабжена упорами, установленными на винтовой поверхности кулачков ведущей полумуфты параллельно ее оси и взаимодействующими одним торцом с роликами ведущей полумуфты, а другим — с ведовым валом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР №200369, кл. F 16D 7/04, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР Ме 531723, кл. F 16D 7/04, 1974.

605047

Риг. 2

1г г! /О 9

Фиг 3

Щиг. /

Составитель О. Логвинова

Техред Н. Рыбкина Корректор Н. Федорова

Редактор Н. Суханова

Подписное

Типография пр. Сапунова, 2

Заказ 593/8 Изд. № 413 Тираж 1198

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5