Способ восстановления емкости щелочного никель-железного аккумулятора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1и) 605276

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 19.07.76 (21) 2388166/24-07 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл. - И 01М 10/42

Совете Министров СССР по делам изобретеиий и открытий (43) Опубликовано 30.04.78. Бюллетень ¹ 16 (45) Дата опубликования описания 21.04-.7 8 (53) УДК 621.355.1 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Н. П. Пермяков, H. А. Линев и А, В. Лесных

Украинский научно-исследовательский и проектноконструкторский институт подземной гидравлической добычи угля (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕМКОСТИ 1ЦЕЛОЧНОГО

Н И КЕЛ Ь-ЖЕЛ Е3 НО ГО АККУМУЛЯТО РА о Уд Рствеиный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к эксплуатации в особых режимах щелочных никель-железных, преимущественно тяговых аккумуляторов, например, в особых температурных условиях и может быть использовано при эксплуатации указанных аккумуляторов в шахтных электровозах, в различных видах погрузочно-разгрузочных машин, в средствах напольного транспорта и в других транспортных средствах, интенсивно эксплуатирующихся при положительных значениях температур окружающего воздуха.

Известно, что при эксплуатации щелочных никель-железных тяговых аккумуляторов на шахтных электровозах температура электролита в аккумуляторах, особено расположенных в центре батареи, в летне-осенний период в теплой и умеренной зонах достигает 55—

62 С, хотя инструкции по эксплуатации формально запрещают перегрев электролита в этих аккумуляторах выше 45 С во избежание снижения их номинальной емкости и других эксплуатационных характеристик. Поэтому рудничные тяговые аккумуляторы часто эксплуатируются с ухудшенными эксплуатационными характеристиками.

Указанные инструкции по эксплуатации щелочных тяговых никель-железных батарей для рудничных электровозов и составленные на их основе заводские инструкции по эксплуатации аккумуляторов рекомендуют независимо от условий эксплуатации через каждые

10 (7 — 12) рабо шх циклов, а также после глубокого разряда, проводить усиленный за5 ряд батареи в течение 10 ч. током, равным

0,25 Q„, сообщая зарядную емкость, равную

3 Я Я вЂ” номинальная емкость аккумуляторной батареи).

Этот усиленный заряд не является опти10 мальиым и эффектным способом восстановления емкости аккумуляторов, утраченной ими в результате перегрева.

Известен способ восстановления емкости, по которому усиленньш заряд применяют че15 рез каждые 15 — 20 дней при эксплуатац и щелочных аккумуляторов в условиях высоких температур в жаркое время года, а текущие заряды ведут в вечернее и ночное время. Однако этот способ нс предусматривает ка20 ких-либо параметров и условий проведения усиленного заряда, а рекомендованная периодичность проведения последнего не связана с количеством рабочих циклов аккумуляторов.

25 Установлено, что при постепенном нагреве аккумуляторов типа ТЖН-350 иа 35 — 70 С в процессе циклироваипя их отдаваемая ими емкость снижается с 350 А. ч до 230 А. ч (иоминальиая зарядная емкость 540 А. ч при

30 заряде нормальным зарядным током 90 А).

605276

Формула изобретения

25 (;i.">т, II!I !i,".!> ":. 118 ..дина

Рсдактор 11. >тарикова Т.крсд H. Рыбкина

1(о )рскто !и 0 Тюрина и Л, Ьрах!!ипа аказ 588,15 11ад. М 408 Тираж 904

1!ПО Государствсипосо ко, пи>тса:: Совста Министров СССР по !!с!>и! Il!JIBjiiòå!>.",B Ii о-.кр!.!ти!!

113035, Москва, 21(-35, Раун!скан> наб., д. 4, 5

Подписнос

Типог >и!1!иги пр. Сапуllo!33, 2

llpH постсп HHO;I>I OXJIB2KJIQHHH муляторов с 70 "С до 35 С в процессе их цпклирования при тех же условиях зыряда отдаваемая емкость полностью не восстанав,швылась и оставалась на уроьпе 270 — 280 А, ч.

Цель!о изобретения является повышение эффективности периодического воссгаповлсH»si vIIKociи, ут12яченнои ще !О lпыми пиксль

2к е л с 3 н ы м и а к к 2 M ) JI H T o p II Ivl I.I Б 12 с 3 у л ь т я т с в ы нужденной крытковреь енной эксплуатацш! при температурах, превышающих 4О С, а тыкже сокращение непроизвод1ггел.ьных затрат времени и энергии, С этой целью по предлагаемому спосооу усиленные заряды производят сериями по О восстановительных циклов через каждые 00 — -l30 раоо IHx циклов, Bbl»o;Iняемых при температуре аккумуляторов 60—

70 С, причем восстановительные циклы проводят в режиме ускоренного двухчасового заряда током, численно равным 0,8 номинальной емкости аккумулятора, сообщая при каждом восстановительном цикле зарядную емкость, Ilo вели|iHHp. pBBIII!iio 2,5 ной емкости этого аккумулятора, прп этом поддерживают в процессе заряды температуру электролита в аккумуляторе в пределах

20 — 35"С.

Аккумуляторы тина Tl ß(-350, кратковременно эксплуатпровавшиеся при 70 С, характеризуются следу1ощсй потерей отдаваемой емкости;

Число рабочих Потеря отдациклов ваемой емкости

0

3 15

5 20

10 30

20 33

50 40

Допустимое снижение отдаваемой смкост;1, при котором целесообразно применять предложенный способ 40%, псриоди шость во становления 50 — 60 рабочих циклов, количество

BoccT3IHoBIITpJlbIIblh циклов равно 5. Способ осущестзляется прп зарядном токе 280 Л, разрядном токе 70 А, минимально допустимом разрядном напряжении 1 В, и температуре электролита 20 — 35 С. Степень восстановления емкости равна 90% .

5 llрсдлагасмый способ восстановления емкости аккумуляторов, как показали исследоBHiiliH в степдоьых и промышленных условинх> ИВ.!ястся Оптимальным, иоо сВОдит к ми1гпмуму затраты непроизводительного време10 ни и э1!ер!! и на процесс восстановления.

Использование предлагаемого способа восстановления емкости щелочных никель-2келезных аккумуляторов, утраченной в результате

Il2, перегревы до температур 45 — 70 С, обеспе15 чпваст lo сравнению с известным способом восстановлсния емкосгп, сокращение непроизводительного времени, затрачиваемого на процесс восстановления емкости, повышает степень восстановления утраченной емкости

20 прп прочих равных условиях, сокращает затраты энергии ня процесс восстановления, Способ восстановления емкости щелочного и HKB.Ib-жслезнОГО аккумуJIHTop2, уTp яченной в результате вынужденной эксплуатации

30 при 60 — 70 С, путем сообщения ему усиленных зарядов, отли ча!ощий ся тем, что, с целью повышения э(рфективности процесса

Восстановления, сокращения непроизводительных затрат времени и энергии, усиленные за35 ряды выполняются сериями по 5 восстановительных циклов через каждые 50 — 60 раоочих циклов, причем восстановительные циклы проводят в режиме ускоренного двухчасового заряда током, числешю равным 0,8 номи1О няльной емкости аккумулятора, сооощяя п12И каждом Воссl!!1 Овительном цикле за1)ядну!О емкость, численно равную 2,5 номинальной с!Нкостп этого аккумулятора, поддерживая В процессе заряда температуру электролита в

45 ыккумуляторе в пределах 20 — 35 C.