Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П М -С:-А --Н:-И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (I!) 605998
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{6!) Дополнительное к авт. саид-ву
У (5!) М. Кл.
F 02 N: 15/06 (22) Заявлено 11.05.76 (21) 2358916(25 — 06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.05.78. Б1оллетень № 17 (46) Дата опубликования описания 06.04,78
Государственный номнтет
Совета Министров СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК
621.43-57 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. А. Коваль, А. И. Данилов, Д. И. Прокопов, К. Я. Норкин и Л. С. Збарский (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и предназначено для использования в устройствах запуска двигателей внутреннего сгорания, содержащих пусковой агрегат преимущественно в виде вспомогательного бензинового двигателя.
Известно устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания с инерционным включением и выключением силовой шестерни (1).
Устройство включает в себя пусковой агрегат, 1Е вал которого имеет винтовую нарезку и силовую шестерню, находящуюся на винтовой нарезке вала.
При холостой работе пускового. агрегата силовая шестерня, вследствие действия момента инерционных сил, передвигается по резьбе и входит в 15 эаценление с зубчатым венцом маховика двигателя.
После пуска двигателя венец маховика становится ведущим, изменяется направление давления на зубья, силовая шестерня автоматически возвращается по резьбе в первоначальное положение и пусковой аг- о0 регат отключается от коленчатого вала двигателя.
Недостатком пусковых агрегатов с инерционным сцепляющим механизмом является недостаточная надежность эайуска, так как после первой всиыпжи в цилиндрах силовая шестерня выходит оч
2 из зацепления независимо от того обеспечена в дель нейшем устойчивая самостоятельная работа холодного двигателя или нет. Кроме того, включение шестерни сопровождается ударом, поскольку вал пускового агрегата к моменту включения шестерни приобретает значительную скорость вращения.
Известны также устройства для запуска двигателя внутреннего сгорания с принудительным включением силовой шестерни не имеющие указанных недостатков (2).
Включение силовой шестерни осуществляется прн помощи вильчатого рычага и тяги или каким-либо иным нажимным устройством.
Передача крутящего момента от пускового агрегата к коленчатому валу двигателя осуществляется после введения силовой шестерни s зацепление с венцом маховика и сохраняется вплоть до получения устойчивой работы двигателя внутреннего сгорания.
В этом случае силовая шестерня снабжена цвуплечими рычагами, на которых расположены центробежные грузы и зацепы. При воздействии на силовую шестерню нажимного устройства, последняя перемещается по шлицевому валу пускового агрегата, сжимая упругую опору механизма вйвода
605998 шестерни иэ зацепления, входит в зацепление с венцом маховика, а зацепы рычагов входят в зацепление с фиксатором ее осевого перемещения, закрепленным на валу пускового устройства. Включением фрикционной муфты осуществляется запуск двигателя. При наборе двигателем оборотов центробежные грузы расходятся, освобождая зацепы от фиксатора, и упругая опора выводит силовую шестерню из зацепления с венцом маховика.
Недостатком устройства является ненадежная io работа фиксатора, связанная с его конструкцией.
Фиксатор выполнен в виде втулки с развитым буртом, его крепление к валу пускового агрегата осуществляется с помощью резьбового соединения с внутренней нарезкой в полом хвостовике вала .
Стопорение втулки от проворота осуществляется стопорной шайбой, для чего наружная поверхность бурта имеет специальные срезы, используемые также под ключ.
В массовом производстве получение качествен- 2о ной внутренней резьбы в тонкостенном хвостовике вала и предохранение ее от науглераживания при цементации шлиц вала затруднено. В эксплуатации это приводит к авариям пускового агрегата из-за самовыпадений фиксатора под действием нагрузок, 25 воспринимаемых им при включении силовой шестерни.
Цель изобретения — повышение. надежности работы устройства.
Для этого, шлицевой вал пускового агрегата 3о выполнен с проточкой, имеющей, по меньшей мере, одно радиальное сверление, а фиксатор — в виде шайбы со шлицевым отверстием, установленной в проточке вала так, что ее шлицевые выступы совмещены со шлицевыми выступами вала,и шарика, размещенного, в радиальном сверлении вала и в одной из шлицевых впадин фиксатора.
На фиг. 1 изображено устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания с продольным сечением по механизму отключения(силовая шестерня отключенф на фиг. 2 — то же, с выведенной иэ зацепления силовой шестерней; на фиг. 3— фиксатор осевого перемещения(сечение А — А фиг. 2).
Устройство для запуска двигателя содержит пусковой агрегат 1, на шлицевом валу 2 которого выполнена проточка 3 с радиальным сверлением 4, силовую шестерню 5, снабженную располож, нными на рычагах 6 центробежными грузами 7, фиксатор 8 осевого перемещения со шлицевым отверстием и со сверлением 9 в одной из своих шлицсвых впадин, шарик 10 и упругую опору 11 вывода си ловой шестерни из зацепления с венцом маховика 12 двигателя.
Устройство работает следующим образом.
При введении силовой шестерни 5 в зацепление с венцом маховика 12 грузы 7, размещенные на рычагах 6, своими зацепами захватываются за кольцевую поверхность шайбы фиксатора 8, установленного в кольцевой проточке 3 вала 2, раШ аль но сориентированного в ней внутренним диаметром выступов своего шлицевого отверстия таким образом, что щпицевые выступы фиксатора 8 совмещены со шлицевыми выступами вала 2 и застопоренного от проворота шариком 10, размещенным в радиальном сверлении 4 вала и сверлении 9 на шлицевой впадине фиксатора. Это обеспечивает надежную работу всего устройства, предотвращая эа счет кольцевой формы фиксатора 8 и действия упругой опоры 11, преждевременный выброс силовой шестерни из зацепления. При достижении двигателем внутреннего сгорания определенных оборотов рычаги 6 с центробежными грузами 7 под действием центробежной силы расходятся, освобождая силовую шестерню 5, которая с помощью упругой опоры 11 выводится из зацепления с венцом маховика.
Использование шлицевого отверстия фиксатора для стопорения его в проточке вала одновременно в осевом и угловом направлениях позволяет конструктивно надежно и технологически просто выполнить механизм отключения пускового агрегата и гарантировать за счет этого эксплуатационную надежность всего устройства для запуска двигателя внутреннего сгорания.
Формула изобретения
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее пусковой агрегат, установленную подвижно на его полом шлицевом валу силовую шестерню, снабженную расположенными на рычагах центробежными грузами и взаимодействующую через рычаги с упругой опорой механизма вывода шестерни иэ зацепления с венцом маховика двигателя — и с фиксатором ее осевого перемещения, закрепленным на шлицевом валу, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, шлицевой вал выполнен с.проточкой, имеющей, по меньшей мере, одно радиальное сверление, а фиксатор — в виде шайбы со шлицевым отверстием, установленной в проточке вала так, что ее шлицевые выступы совмещены со шлицевыми выступами вала, и шарика, размещенного в радиальном сверлении вала и в одной из шлице.вых впадин фиксатора, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Минкин М. Л. Пусковые устройства автомобильных двигателей, М., Машгиз, 1961, с.17 —.25.
2. Авторское свидетельство СССР N 317816, кл. F 02 М 15/06, 1969.
605998
Фиг. 2
Составитель- И. Днкопов
Техред М Борисова Корректор М. немчик
Редактор М. Васильева
Заказ 2384/27
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 698 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5