Карданный шарнир
Иллюстрации
Показать всеРеферат
оМ"с"А н и E
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Соеетскнк
Сощналистнческих
Республик (11) 606021
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 04Q276(21) 2343457/25-11 с присоединением заявки ¹вЂ”
{23) Приоритет (43) Опубликовано 050578.Бюллетень № 17 (51) М. Кл.
F 16 3 3/32
В 60 К 17/22
Гавриаратвввиыв вочитат
Воввта Миввотрав СИР иа двваи иаабратввив и отврнтив (53) УДК 629.113-585. .862(088.8) (45) Дата опубликования описания 1<0478 (72) Авторы Н.Г.Интяков, A.Е.Гальбург, Л.И.Зилъберман, Е.A.Çëàòêåâè÷, изобретения П.В.Сысоев, B.Д.Гесь, Э.И.Ремизовский и И.М.Лапицкий
Производственно-техническое объединение Автотранстехника (71) Заявитель (54} КАРДАННЫЙ ШАРНИР
Предлагаемое изобретение относится к трансмиссии автомобилей, в частности к карданным шарнирам.
Известен карданный шарнир содержащий крестовину, на шипах которой смонтированы игольчатые подшипники, имеющие на наружной поверхности обоймы проточки. Крестовина с подшипниками размещена в отверстиях вилки карданного вала, причем внутри отверстий 10 также выполнены. кольцевые проточки, образуя с проточками на обойме подшип. ника замкнутую полость с эластичной втулкой, ширина которой значительно меньше длины образующей обоймы tl) .
K недостаткам известного карданного шарнира следует отнести малую демпфирующую способность, невысокую вследствие конструктивных особенностей контактную прочность, а также недоста- у) точную усталостную прочность конструкции.
Известен также карданный шарнир, содержащий крестовину, на шилах которой смонтированы игольчатые подшипники, 25 имеющие обоймы, установленные с воэможностью ограниченного перемещения, размещенные в отверстиях вилки карданного вала, а на каждой обойме игольчатого подшипника для взаимодействия с . 30 вилкой карданного вала размещена эластичная втулка, выполненная в форме чашки j2j.
Такая конструкция обладает теми же недостатками, что и предыдущая, лимитирующими нагрузочную способность и долговечность узла. Установлено, что введение этих втулок в подшипниковый узел карданного шарнира позволяет несколько смягчить динамические воздействия, восприиимаемые деталями узла трения, но не решает своей основной задачи — повышения нагруэочной способности и долговечности узла.
Целью изобретения является улучшение демпфирующих свойств карданного шарнира., Поставленная цель достигается тем, что эластичная втулка выполнена в виде набора; колец иэ упруго-вязко-пластичного материала, например, капрона, с выступами переменной, возрастающей к основанию, жесткости. Кольца могут иметь 5 -образные выступы, выступы дугообразной формы, а также С выступы с отверстиями.
На фиг. 1 показан карданный шарнир, общий вид; на фиг. 2 — кольца с выступом переменной, возрастающей к основанию, жесткости 5 -образной или ду606021 гообраэной формы и с выступами и отверстиями, варианты выполнения;
Карданный шарнир содержит крестовину 1, на шипах 2 которой смонтированы игольчатые подшипники 3. Подшип- 5 ники 3 имеют обоймы 4, которые размещены в отверстиях 5 вилки 6 карданного вала (на чертеже не показан) . На каждой обойме 4, установлена. эластичная втулка. Эта эластичная втулка вы- 10 полнена в виде набора колец 7 перемен. ной, возрастающей к основанию жесткости. Кольца 7 имеют выступы 8 $"образной формы.
Кольца 7 могут иметь также выступы
С-образной формы.
Упругая деформация б -образного выступа 8 или дугообразного выступа 9 сопровождается увеличением его сопротивляемости при приближении конца выступа к его основанию, что вызывает повышенное поглощение энергии динамических нагрузок.
Эластичная втулка может быть образована и набором колец 7, имеющих выступы 9, переменной, возрастающей к основанию, жесткости к отверстиям 10 °
Предложенные варианты конструкции карданного шарнира позволяют обеспечить его повышенную работоспособность контактную и усталостную прочность, снизить динамические нагрузки, улучшить демпфирующие свойства с одновременным обеспечением высокой иэносостойкости деталей шарнира в широком диапазоне динамических нагрузок °
Кроме того, благодаря подобной конструкции карданного шарнира шип 2 крестовины в процессе эксплуатации может упруго перемещаться в радиальном, осевом и тангенциальном направлениях, обеспечивая тем самым эффективное гашение ударов и вибраций, возникающих при неравномерной передаче крутящего момента.
Формула изобретения
1. Карданный шарнир, содержащий крестовину, на шипах которой смонтированы подшипники, имеющие обоймы, установленные с возможностью ограниченного осевого перемещения и размещенные в отверстиях вилки карданного вала, а на каждой обойме подшипника для взаимодействия с вилкой карданного вала установлена эластичная втулка, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения демпфирующих свойств карданного шарнира эластичная втулка выполнена в виде набора колец с выступами переменной, возрастающей к основанию, жесткости.
2 ° Карданный шарнир по п.1, о т— л и ч а ю шийся тем, что кольца имеют выступы S -образной формы. . 3. Карданный шарнир по п .1, о т л и ч а ю шийся тем, что, кольца
-.имеют выступы С-образной формы.
4. Карданный шарнир по п.l, о т л и ч а ю шийся тем, что кольца имеют выступы с отверстиями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США М 3481159,кл.64-17, 1968.
2, Патент США М 3178907,кл .64-17, 1965.
606021
Фиг, /
Составитель Н. Николаева
Техред Н. Бабурка
Корректор Н. Яцемирская
Редактор Н. Самедова
Закаэ 2389/28 Тираж 11 98 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4