Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБВЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1 ) 606749 (61) Дон о ли ительное к авт. свид- ву (51) М. Кл.

В 0 К 17/06

16 Н 3/08 (22) Заявлено 15,01.75 (21)20 )9278/27-1 с присоединением заявки ЛЪ (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.05.78. Бюллетень и 18 (45) Дата опубликования описания 20.04.78

Государственный комитет,Совета, Министров СССР оо делам изооретений и открытий (53) УД1< 02Н.113-585,1(088,8) (72} Авторы изобретения

A. Ф. Митяев, А. В. Зотов и А. Ф, Ковалев

Белорусский Ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод (») Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям автомобилей и тягачей. Наиболее близкой к изобретению является коробка передач транспортного средства, с одер- 5

mamas установленные в корпусе входной, промежуточный, реверсивный и выходной валы, шестерни постоянного зацепления, кинематически связываюшие валы, и установленные на первых трех валах фрикционные муфты вклю- 10 чения передач переднего и заднего хода, причем на реверсивном валу установлены муфта включения заднего хода и муфта включения одной из передач переднего хода, шестерни, связывающие реверсивный и входной валы, жестко закреплены на этих валах, а ведомая шестерня, зацепленная с ведущей шестерней муфты включения передачи переднего хода, установлена на выходном валу.

Недостатком такой коробки передач явля- 20 ется большой разрыв потока мощности при переходе с одного диапазона ступеней на другой. Включение третьей передачи производится двумя фрикциоиными муфтами под нагрузкой. Кроме того, для передачи мошнос 25 ти на высшей передаче не используется зубчатая пара повышающего диапазона. В связи с атим ведущая шестерня высшей передачи имеет значительные габаритные размеры и в паре с ведомой шестерней занимает отдельный ряд, увеличивая продольные габариты коробки передач, Целью изобретения является повышение надежности коробки передач при одновременном сокрашении ее габаритов, путем сокращения количества муфт, включаемых на третьей передаче, и предварительного их замыкания без нагрузки перед переходом на ступени низшего или высшего диапазона.

Цель достигается за счет того, что ведомая шестерня закреплена на выходном валу жестко и вместе со своей ведущей шестерней расположена в одной плоскости с шестернями входного и промежуточного ва лов.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема коробки передач; на фиг. 2 - схема зацепленття шестерен на третьей передаче переднего хода; на фиг. 3 - схема зацепления шестерен для случая реверсирования

606749

Коробка передач содержит входной 1, промежуточный 2, реверсивный 3 и выходной 4 вапы установленные ь корпусе 5.

На входном валу 1 установлены фрикционнея муфта 6, ведушея шестерня 7 первой передачи и фрикционная муфта 8 с ведущей шестерней 9 второй передачи, Шестерни 7 и 9 свободно врашаются на валу 1 и могут быть соединены с ним фрикционными муфтами 6 и. 8, Шестерни 7 и 9 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 10 и

11, закрепленными на промежуточном валу

2.

На промежуточном валу 2 установлены фрикционные муфты 12 и 13 соответствен- 15 но понижающего и повышающего диапазонов, посредством которых шестерни 14 и 15 соединяются с валом 2> причем эти шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями 16 и 17 закрепленными на выходном 20 валу 4.

Реверсивный вел 3 постоянно связан с входным валом 1 шестернями 18 и 19, жестко закрепленными на этих валах.

На реверсивном валу 3 установлены фрик-25 ционные муфты 20 и 21 включения третьей передачи и заднего, хода. Ыедушая шестер° ня 22 третьей передачи зацеплена с ведомой шестерней 23, жестко установленной на вы ходном валу 4. Шестерна 24 находится в 50 зацеплении с шестеоней 10. Шестерни 22 и 24 соединяются с валом 3 посредством фрикционных муфт 20 и 21.

Перед коробкой передач установлен гидро трангформатор 25 с блокировочной фрикцион- 5 ной муфтой 26.

Коробка передач:,транспортного средства работает следуюшим образом, Первая передача переднего хода включается замыканием фрикционных муфт 6 и 12.

Передача мощности с входного вала 1 на выходной 4 осушествляется через шестерни

7, 10, 14 и 16. Вторая передача включаег. ся фрикционной муфтой 8, муфта же 12 остается во включенном положении. »шность

45 с входного вала 1 на выходной 4 передает ся через шестерни 9, 11, 14 и 16.

Третья передача включается одной фрикционной муфтой 20. Передаче. мощности осушествляет через шестерни 18, 19, 22 и 23;0 минуя диапазонные фрикционные муфты 12 и 13. При включенной третьей передаче замыкается без нагрузки один из диапазонных фрикционов, подготавливая включение следую

55 шей передачи.

Четвертая передача включеется фрикцнонной муфтой 6, муфта же 13 предварительно включается не третьей передаче. Мошность .передается шестернями 7, 10, 15 и 17.

Пятая передача включается муфтой Й, а муфта 13 остается во включенном положении.

Мощность передается шестернями 9, 11, 15 и 17.

Первая передача заднего хода включается фрикционными муфтами 12 и 21. Передача мощности с входного вела 1 на выходной 4 осушествляется через шестерни 18 и 19, 24и10,14и16.

Вторая передача заднего хода включается фрикционными муфтами 13 и 21. Мощность передается шестернями 18 и 19, 24 и 10, 15 и 17.

Таким образом, сокращение количества включаемых муфт на третьей передаче и предварительное их замыкание без нагрузки перед переходом на ступени низшего или высшего диапазонов повышает надежность более нагруженных диапаэонных муфт. Переключение всех передач с помошью одной фрикционнрй муфты сокрешает время разрыва потока мощности.

Ф о р м у л а,и з о б р е т е н и я

Коробка передач транспортного средства, содержашая установленные в корпусе входной, промежуточный, реверсивный и выходной валы, шестерни постоянного зацепления, кинематически связываюшие вапы,,и установленные на первых трех валах фрикционные муфты включения передач переднего и заднего хода, причем на реверсивном валу установлены муфта включения заднего хода и муфта включения одной из передач переднего хода, шестерни, связываюшие реверсивный и входной валы, жестко закреплены на этих валах, а ведомая шестерня, зацепленная с ведушей шестерней муфты включения передачи переднего хода, установлена на выходном валу, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения надежности при одновременном сокращении габаритов путем сокращения количества муфт, включаемых на третьей передаче, и предварительного замыкания из без нагрузки перед переходом не ступени низшего или высшего диапазонов, ведомая шестерня закреплена на выходном велу жестко и вместе со своей в душей шестерней расположена в одной плоскости с шестернями входного и промежуточных валов.

606749

6 21 М 7 М 22 3 в

Ю г а 2

Фиг. 1

22

Юг. 2

Фиг..3

Составитель С. Макаров

Редактор O. Торгашева Техред К. Гаврон К орректор М, Демчик

Заказ 25 1 1/1 1 Тираж 841 . Подписное

0НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4