Шкив переменного диаметра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
! (1 еолдьн ю ьт и т н::-те:. и .
6пбд и от г;,.пса пщ 6070i8l2 опНСАННЕ изоБГетИНиЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских.Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.09.75 (21) 2168122/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл."- F 16Н 57/04
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытии. (43) Опубликовано 15.05.78. Бюллетень № 18 (45) Дата опубликования описания 15.04.78 (53) УДК 621.851.3 (088,8) (72) Авторы изобретения
В. П. Максимов, Б. П. Корнев и А. И. Торопов
Всесоюзный нефтегазовый научно-исследовательский институт (71) Заявитель (54) ШКИВ ПЕРЕМЕННОГО ДИАМЕТРА
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к приводам клиноременных передач с консольным расположением вала.
Известны шкивы переменного диаметра, содержащие вал, неподвижный диск и подвижный, перемещающийся под действием окружных усилий по ступице неподвижного, обеспечивая тем самым изменение его диаметра и, соответственно, передаточного отношения. В случае уменьшения окружных усилий неподвижный диск под действием пружин сжатия возвращается в исходное положение и остается в этом положении на время установившегося режима.
К недостатку. известной конструкции следует отнести недолговечность работы подшипников из-за изгибающего момента на валу, возникающего при значительных нагрузках.
Цель изобретения — повысить долговечность шкива.
Это достигается тем, что в теле вала выполнена полость и радиальные отверстия, предназначенные для сообщения полостей вала и подшипникового узла, шкив снабжен подпружиненным в осевом направлении и размещенным в полости вала поршнем, центрирующей втулкой, связывающей поршень с диском, и эластичным уплати ителем, расположенным между поршнем и втулкой, а подшипниковый
2 узел снабжен входным и выходным патрубками с клапанами одностороннего действия для обеспечения циркуляции смазки из картера в полость.
На фиг. 1 показан шкив в продольном разрезе; на фиг. 2 — сечение по А — А фиг. 1.
Шкив содержит неподвижный диск 1, подвижный диск 2, перемещающийся по ступице неподвижного диска 1. Шпонка 3 обеспечи10 вает фиксацию и направление дисков друг относительно друга. В отверстия ступицы диска
2 установлены по окружности шесть болтов 4, связанных с подвижной центрирующей втулкой 5, свободно перемещающейся в полости б
15 вала 7. Поршень 8 с герметичной прокладкой
9 за счет резьбовых элементов жестко соединен с втулкой 5, причем добавочная степень герметизации зависит от степени деформации прокладки 9, обеспечивающейся резьбовой па20 рой. Пружина 10 смонтирована на посадочные выступы поршня 8 и центрирующего конуса
1l, который гарантирует положение пружины
10 как при монтаже, так и в процессе эксплуатации, что обеспечивает сохранность со25 прягаемых поверхностей камеры и поршня 8, а также равномерного распределения у.силия пружины 10 на поршень 8, при этом пружина
10 является элементом, препятствующим перемещению диска 2. Вал 7 с подшипниками 12
ЗО установлен в корпус 13. Между подшипника607082
3 ми 12 на вал 7 посажена втулка 14 с винтовой нарезкой. В корпусе 13 размещены выпускной
15 и впускной 16 патрубки, один конец которых находится в полости корпуса 13, второй— в полости картера 17. В картере 17 для очистки масла от продуктов отхода уложена магнитная сетка 18. Корпус 13 закрыт крышкой
19, в теле которой предусмотрено кольцевое углубление, размер которого равен диаметру радиальных отверстий 20, выполненных в валу 7.
Работа шкива осуществляется следующим образом.
При перемещении диска 2 под действием изменения величины крутящего момента втулка
5 вместе с поршнем 8 перемещается в полости
6 вала 7 вправо, сжимая при этом как масло, так и пружину 10. Наружный диаметр пружины 10 меньше диаметра полости 6, и при ее сжатии витки не касаются ее поверхности, что предохраняет пружину 10 от механических повреждений. Один конец пружины 10 надет на центрирующий конус 11, в результате чего обеспечивается равномерное распределение нагрузки на поршень 8 от усилия пружины 10, а также ее установка при монтаже. Масло под давлением поршня 8 через отверстия 20 впрыскивается вначале в углубление крышки
19, а потом в подшипники 12, и через патрубок 15 поступает в картер 17. Таким образом происходит обильная смазка подшипников 12 и их охлаждение при перегрузке шкива. При нормальном режиме работы пружина 10 возвращает в исходное положение поршень 8 с центрирующей втулкой 5, а масло под действием разреженного состояния в камере, пройдя очистку за счет магнитной сетки 18, через впускной патрубок 16 и отверстие 20 возвращается обратно в камеру.
При установившемся режиме масло из камеры под действием центробежных сил.через отверстия 20 поступает к первому подшипнику, а от него по винтовой нарезке втулки 14 ко второму.
Таким образом, предлагаемая конструкция
10 обеспечивает смазку и охлаждение подшипников при любом режиме работы консольно установленного ведомого шкива.
Формула изобретения
16 1. Шкив переменного диаметра, содержащий вал, два диска, один из которых установлен жестко на валу, а другой — на удлиненной ступице первого диска с возможностью осевого перемещения вдоль него, и подшипни20 ковый узел с полостью и картером, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности за счет обеспечения смазки и охлаждения подшипников, в теле вала выполнена полость и радиальные отверстия, предна25 значенные для сообщения полостей вала и подшипникового узла, шкив снабжен подпружиненным в осевом направлении и размещенным в полости вала поршнем, центрирующей втулкой, связывающей поршень с диском, и
30 эластичным уплотнителем, расположенным между поршнем и втулкой.
2. Шкив по п. 1, отличающийся тем, что подшипниковый узел снабжен входным и выходным патрубками с клапанами односто35 роннего действия для обеспечения циркуляции смазки из картера в полость.
607082
А-А фиг. Е
Составитель А. Плавинская
Техред Г. Денисенко
Редактор Н. Коган
Корректор Л. Котова
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1015/6 Изд. Ыв 472 Тираж 1198
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5