Следящий электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (») б 07178 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) ЗаЯвлено 300974 (21) 2063824/18-24 (5l) м к.
505 В 11/01 с присоединением заявки №
Гиврмарвтивииии иияитвт
Совета Мииивтрии OCCP иа двяаа иаиврвтвиий и итирытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 150578. Бюллетень ¹ 18 (53) УДК
62-50(088.8) (45) Дата опубликования описания 260478 (72) Автор. изобретения
Н.Т. Малюк (71) Заявитель (54) СЛЕДЯЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Изобретение относится к области автоматического управления механизмами перемещения, работающими по заданной программе с обеспечением высокой точ,ности слежения. Следящий электропривод может найти применение в тяжелых металлорежущих станках и газорезательных машинах, где выполнить силовые кинематические цепи без люфта не представляется возможньм. 30
Известен электропривод, содержащий исполнительный механизм, усилитель, редуктор, датчик люфта, фрикционный переключатель, блоки выпрямления, суммирования и переключения (1). )8
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является электропривОд, содержащий задатчик перемещения, выход которого через соответствующие сумматоры соединен с входами первого и 20
)второго фазовых дйскриминаторов, регулятор перемещения, выход которого,через последовательно соединенные третий сумматор и усилитель соединен с исполнителъньм механизмом. Выход последнего 28, через последовательно соединенные первый редуктор и первый датчик перемещения соединен с вторым входом первого сумматора, через тахогенератор †. с вторым входом третьего сумматора, а через » последовательно соединенные второй редуктор, нелинейное звено типа люфт и второй датчик перемещения — с вторым входом второго сумматора. Кроме того, электропривод имеет реле направления перемещения, вход которого соединен с выходом второго фазового дискриминатора (21.
Недостатками известного электропривода являются его невысокие точность и надежность.
Цель изобретения — повышение точности и .надежности электропривода.
Это достигается тем, что в нем установлены ключ и источник эталонного напряжения. Выход последнего через ключ соединен с первым входом регулятора перемещения, второй и третий входы которого подключены к выходам соответствующих фазовых дискриминаторов, при этом управляющий вход ключа соединен с выходом реле направления перемещения.
Блок-схема электропривода представлена на чертеже.
Электропривод содержит задатчик 1 перемещения, датчики 2 и 3 перемещения, фазовые дискриминаторы 4 и 5, сумматоры 6, 7 и 8,реле 9 направления перемещения, регулятор 10 перемеще607178 ния, усилитель 11, исполнительный механизм 12, тахогенератор 13, редукторы
14 и 15, нелинейное звено, типа люфт
16, источник 17 эталонного напряжения и ключ 18, Электропринод работает следующим образом.
Предположим, что датчики 2 и 3 перемещения согласованы с эадатчиком 1 перемещения в крайнем правом положении и на выходах фазовых дискриминаторон
4 и 5 напряжение равно О. Задатчиком
Ф!
l зададим" единичное перемещение,, впереднправо (положительное напряжение пепемещения), Управляющее направление на входе регулятора 10 перемещения равно сумме выходных напряжений фазовых дискриминаторов,реле 9 направления перемещения отключено, ключ 18 разомкнут.Происходит перемещение привода впередвправо,и при согласовании датчиков 2О перемещения с задатчиком перемещения привод останавливается.
Зададим единичное перемещение назад-влево (отрицательное направление перемещения) . При этом напряжения на 25 выходе фазовых дискриминаторов 4 и 5 меняют знак,йключается реле 9 .направления перемещения, ключ 18 замыкается и на вход регулятора 10 перемещения поступает сумма напряжений фазовых 30 дискриминаторов и источника 17 эталонного напряжения, величина которого пропорциональна люфтУ. При движении в люфте изменяется выходное напряжение фазового дискриминатора 4, выходное 4 напряжение фазового дискриминатора 5 остается постоянным, которое начинает уменьшаться только после прохождения приводом люфта.
Когда рассогласованйе.. уменьшится 40 до величины люфта, выходное напряжение фазового дискриминатора 4 изменяет знак на обратный и при дальнейшем движении это напряжение унеличивается до неличины напряжения источника 17.
По окончании перемещения выходное напряжение фазового дискриминатора 5 U>=0, суммарное напряжение на входе регулятора 10 перемещения О + 04 = 0,, где
04 — выходное напряжение фазового дис-. криминатора 4, 047 — напряжение источника 17, Рассмотренная работа соответствует идеализированному приводу, когда все его элементы высокостабильны, а раэ56 личного. рода возмущения в виде помех на входе, например, регулятора перемещения отсутствуют.
В реальных условиях имеются помехи, а элементы привода обладают конечной стабильностью, и поэтому без принятия
60 специальных мер, такой принод совершает автоколебания в люфте. Рассмотрим это подробнее.
Пусть предшествовало перемещение назад-влево . При воздействии по- бб мехи или раэбалансе фазового дискриминатора 5 возможно отключение репе 9 и тогда на вход регулятора 10 перемещения поступает только напряжение 04, под действием которого вал исполнительного механизма 12 поворачивается вперед-вправо на величину люфта. При включении реле 9 вал исполнительного механизма начинает поворачиваться назад-влево и повернется снона на величину люфта и т.д.
Для исключения такого режима реле направления перемещения выполняется сканирующим, частота переключения которого.выбирается н зависимости от величины люфта и быстродействия регулятора скорости, включающего усилитель
ll исполнительный механизм 12 и тахогенератор 13. В этом случае при работе в люфте и-отсутстнии задания на перемещение на вход регулятора 10 поступает либо сумма напряжений Ц4+0 при замкнутом ключе 18, либо только напряжение 04 при разомкнутом ключе, привод занимает положение посередине люфта и совершает колебания относительно него. При появлении задания вправо-вперед реле 9 направления перемещения отключается и перемещение происходит под воздействием только выходных напряжений дискриминаторов
4 и 5. После отработки задания, когда напряжение U «0 реле 9 начинает сканировать и вал двигателя занимает положение посередине люфта.
При задании назад-влево реле 9 включается и перемещение происходит под воздействием трех сигналов (см. выше). После отработки задания снова напряжение U "- О, реле 9 снова начинает сканировать и вал двигателя занимает положение посередине люфта. данный электропривод проще известных и позволяет повысить точность слежения в пять-семь раэ без снижения максимальной скорости отработки задания.
Надежность .его работы повышается на
5%. Электропривод используется при создании систем регулирования тяжелых фрезерных станков.
Формула изобретения
Следящий электропривод, содержааий эадатчик перемещения, выход которого через соответствующие сумматоры соединен с входами первого и второго фазовых дискриминаторов, регулятор перемещения, ныход которого через последовательно соединенные третий сумматор и усилитель соединен с исполнительным механизмом, выход которого через последовательно соединенные первый редуктор и первый датчик перемещения соединен с вторым Юходом первого сумматора, через тахогенератор — с вторым входом третьего сумматора и че607178
Составитель Г. Романченко
Техред М. Келемеш Корректор Е. Папп
Редактор Т. Юрчикова
Заказ 2581/34 Тираж 1033 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 реэ последовательно соединенные второй редуктор, нелинейное звено типа люфт и второй датчик перемещения — с вторым входом второго сумматора, и реле направления йеремещения, .вход котороГо соединен с выходом второго фазово- 5 го дискриминатора, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения точности и надежности электропривода, в нем установлены ключ и источник эталонного напряжения, выход которого через 10 ключ соединен с первым входом регулятора перемещения, второй и третий входы которого соединены с выходами соответствующих фазовых дискриминаторов, при этом управляющий вход ключа соединен с выходом реле направления перемещения °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
М 392453, кл. 505 В 11/00, 01.04 ° 71.
2. Авторское свидетельство СССР
М 432454, кл. Q 05 B 11/01, 03.07. 72 °