Устройство для обучения графике
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Цоес,ч,:,,чя вйтентно т гнч счрд онб кот ч ц:, Союз Советских
Социалмстммеских
Республик
О Il
{11) 607253
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛВСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 0209,75 (21) 21б9824/24 с присоединением заявки №вЂ” (5l) М. Кл. G09 В 11/00
Гааударствеииый иамитет
Совета Миииатров СССР аа делам изабретеиий и открьпий (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.05.78. Бюллетень № 18 (46) Дата опубликования описания 28.04.78 (53) УДК 371,672.0 (088.8) (72) Авторы изобретения
А, К. Савин и В. А. Самохин
Фрунзенский завод электронных вычислительных машин имени 50-летия СССР (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАФИКЕ
Изобретение относится к обучающим устройствам. Устройство может использоваться преимущественно для обучения и контроля знаний по дисциплинам,где возможны графические решения, например по начертательной геометрии, теоретической механике, сопротивлению материалов и т,п.
Одно из известных устройств для обучения графике содержит элементы ввода графической информации и специальный карандаш-электрод, с помощью которого учащийся производит графичес- 10 кое построение ответа (11. Наличие специального карандаша ведет к созданию условий ввода ответа, существенно отличающихся от реальных.
Другое известное устройство для обучения графике содержит координатные шины ввода графи- 15 ческого ответа, считывающие контакты, усилители, элементы совпадения, триггеры, информационные узлы. Координатные шины ввода графического ответа соединены через считывающие контакты с диодными сборками. Диодные сборки через считываю-2п щие контакты подключены к первому элементу совпадения, к второму элементу совпадения, к усилителям. Первый элемент совпадения и второй элемент совпадения подключены к первому и второму триггерам, Выход усилителя подключен к 25 второму триггеру. Выход первого триггера подключен к входам элемента совпадения (2).
В таком устройстве при проведении горизонтальной или вертикальной линии параллельно обра зующим экрана в пределах одного этапа срабатывают последующие этапы в продолжении этой линии. Поэтому воспроизведение одного участка линии в ответе дает автоматический ответ на все другие этапы, расположенные на этой линии, в том числе и в случаях, когда обучаемый или экзаменуемый не воспроизводил эти этапы. Этот недостаток обусловлен тем, что все точки, имеющие общие координаты Х или У, отрабатываются одновременно при нажатии на одну из них. Все это налагает определенные ограничения и создает условия ввода oiвета, отличные от реальных условий. Воэможности такой машины ограничены, но компактность и простота обеспечивают на нее большой спрос.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для обучения графике, содержащее координатные шины ввода графического ответа, соединенные через считывающие контакты с элементами ИЛИ, подключенными к усилителям, соединенным через первые элементы
И к первым входам первых триггеров, выходы ко607253 торых подключены через вторые элементы И к вход.. дам вторых триггеров. Последние через считывающие контакты подключены к входам первых элементов И и к информационным выходам устройсп а f33.
Каждая точка в укаэанном устройстве отрабатывается только при наличии двух сигналов с координатных шин ввода графического ответа. По сравнению с другими обучающими устройствами в нем условия введения графического ответа прибли- щ жены к реальным и тем самым повышена точность обучения.
Недостатком устройства является то, что каждая точка при вводе информации может быть ис ользована в ответе оды раз. Это обусловлено тем, 15 что при необходимости использования в условиях задачи многократно отдельной точки, прн первом же нажатии в процессе решения на любую из точек сразу отрабатываются все этапы решения задачи, в которых эта точка задействована. Указж ньа недостаток приводит к снижению разрешающей способности устройства.
Целью изобретения является повышение точности ycrpoQcrsa.
Для достижения указанной цели предлагается ввести в схему третьи триггеры и третий элемент
И, выход которого соединен через усилители с вторымн входами первых триггеров, а входы третьих триггеров н третьего элемента И через усилители подключены к элементам ИЛИ.
Устройство для обучения графике представлено на чертеже и содержит координатные шины 1 ввода графического ответа соединенные через считывающие контакты 2 с элементами ИЛИ 3, подключенньиии к усилителям 4, соединенным через 3S элементы И 5 с первыми входами триггеров 6. Выходы последних подключены через элементы И 7 к входам триггеров 8, которые через считывающие контакты 2 подключены к входам устройства. Выход элемента И 9 через усилитель 4 соединен с 4g вторыми входами триггеров 6, а входы триггеров
10 и элемента И 9 через усилители 4 подключены к элементам ИЛИ 3.
Предлагаемое устройство для обучения графике работает следующим образом. Ответ на задачу 4S вводят в устройство путем графического поэтапного построения.
При правильном построении этапа электрические сигналы от координатных шин 1 ввода графическо1о ответа передаются через перфокарту (на 50 чертеже не показана) считывающим контактам 2 устройства. Со считывающих контактов сигналы поступают через элементы ИЛИ 3 и усилители 4 на элемент И 5, который при наличии двух сигналов координатных шин выдает результирующий SS сигнал на триггер 6. С триггера б сигнал постунает через элемент И 7 на триггер 8, который хранит информацию об "отработанном этапе" и выдает сигнал на выходы информации, индикации и оценок устройства. 60
Одновременно сигнал с выхода элемента ИЛИ
3 поступает через усилители 4 и триггеры 10 на элемент И 9, который при правильном построении этапа и при отпускании контакта 2 ввода информации вьщает через усилитель 4 сигнал стирания на вторые входы триггеров б. В результате триггеры 6 возвращаются в исходное состояние. Это позволяет использовать одну и ту же точку после стирания в других этапах.
По сравнению с прототипом в предлагаемом устройстве для обучения графике резко повышена разрешающая способность за счет многократного использования одних н тех же точек, упрощейо программирование, расширен диапазон решаемых задач, что приближает условия построения ответа к естественной форме.
Устройство для обучения графике — прототип содержит 515 контактов ввода ответов и 2815 подвижных контактов кодирования. Предлагаемое устройство для обучения графике содержит 387 контактов ввода ответов и 2508 подвижных контактов кодирования. Ввиду уменьшения количества контактов уменьшается количество используемых радиоэлементов, существенно упрощается монтаж устройства, что очень важно, учитывая его orpamченньи размеры.
В результате снижения сложности устройства, увеличения технологичности, упрощения Программирования стоимость изготовления н эксплуатации предлагаемого устройства для обучения графике ориентировочно меньше стоимости прототипа на
30 o.
Формула изобретения
Устройство для обучения графике, содержащее координатные шины ввода графического ответа, соединешые через считывающие контакты с элементами ИЛИ, подключенньиии к уашителям, соединенным через первые элементы И к первым входам первых триггеров, выходы которых подключены через вторые элементы И к входам вторых триггеров, которые через считывающие конl такты подключены к входам первых элементов
И и к информационным выходам устройства, о т. л и ч а ю щ е еся тем,,что,,с целью повышения точности устройства, оно содержит третьи триггеры и третий элемент И, выход которого соединен через усилитель с вторыми входами первых триггеров, а входы третьих триггеров и третьего элемента И через усилители подключены к элементам ИЛИ.
Источники информации; принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США Р 3057082, кл. 35-9, 23.10.63.
2, Авторское сзидетельство СССР И 352586, кл. 6 09 В 11 00, 11.06.70.
3. Авторское свидетельство СССР N 542227, кл. G 09 В 11 00,04.07.75.
607253
Составитель ° А. Карлов
Техред К. Гаврон
Редактор Т. Юрчикова
Корректор М.Демчнк
Заказ 2615/38
Филиал IIIIII "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 537 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5