Электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
ОП ЙСАЙИЕ (! !) 6073 10
Республик (б1) Дополнительное к авт. свил-ву (22!Заявлено 22.)2.76 (2!)> 1;42816/2 1-0
2 (51) М. Кл.
11 02 К 1."/20 с присоединением заявки № (23) Г1риоритет
Гасуда Ретаанный намнтет
СЮВВта Инннатраа СССР
fl0 да IBM нзааретаннй н аткрмтнй (43) Опубликовано 15.05.78. Бюллетень №1й (53) УДЕ
62 1..3 13.7 1. 1 (089.H) (45) Дата опубликования описания 26.01,78 (72) Авторы изобретения
В. А. Балицкий, Г. В. Садовников и Д. П. 11азарчнк
Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института галургии (7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРО!1ВИГАТЕЛ b
Изобретение относится к электродвигателям, эксплуатируемым, например, в горной промышленности и может быть использовано для их охлаждения.
Известен электродвигатель, имеющий ротор с полым валом, в котором находится теплоноситель (чаше всего дистиллированная вода), и конденсатор паров теплоносителя
11). Охлаждение горячего ротора достигается за счет передачи тепла теплоносителю, который нагревается и испаряется с внутренних стенок полого вала. Затем пары теплоносителя конденсируются на охлаждаемом с помощью воздуха другом участке вала.
В атом устройстве тепловой трубой служит полый стальной вал, передающий крутящий момент, Поэтому стенки вала должны иметь определенную толщину, обеспечиваю-, щую его прочность, что приводит к увеличению теплового сопротивления охлаждающего 20 устройства, Кроме того, увеличение диаметра вала ротора с цепью получения большой поверхности испарения нельзя производить бесконечно. Это снижает охлаждающую способность такого устройства. Все эти недос- 25 татки не дают возможности, использовать такие устройства для охлаждения электродвигателей мощностью порядка 100-300 кВт.
Известен электродвигатель, где для более интенсивного отвода тепла от ротора в его пазах уложены трубки, которые являются как проводниками электрического тока, так и испарительными участками тепловых труб(2).
Конденсационные участки тепловых труб выполнены в виде металлических труб с оребрением и расположены внутри пространства электродвигателя в зоне вентилятора. Так как у.некоторых электродвигателей, например взрывоэащишенных, внутреннее пространство изолировано, то;температура, воздуха в нем при работе достигает значительных величин.
Поэтому охлаждение оребренных концов тепловых труб будет происходить недостаточно эффективно.
Цель изобретения - повысить эффективность зхлажденьл электродвигателя.
Достигается это тем, что в предложенном устройстве участки тепловых труб, располт женные в зоне вентилятора, выполнены в
607310 виде размещенного снаружи корпуса конца вала с полостью.
На фиг. 1 изображен общий вид электродвигателя с вырывом; на фиг. 2 — разрез электродвигателя по А — А на жг. 1; на фиг
3 «разрез по 5-5 на фиг, 1.
Электродвигатель имеет корпус 1, ротор
2, в наружных пазах которого по диаметру уложены испарительные участки 3 тепповых труб, статор 4, центральньй вал 5, конец 1О
6 которого расположен снаружи корпуса и на него насажен вентилятор 7.
Конденсационные участки тепповых труб, распопоженные в зоне вентилятора, вынопнены в виде размещенного снаружи корпуса lS конца вала с полостью 8, которая с помощью полых перемычек 9 и кольца 10 сообщается с испарительными участками 3. Система, состоящая из испарительных участков 3, кольца 10, перемычек 9 и внутренней полос-М ти 8, герметизирована, и в нее введен некоторый объем теплоносителя, например, воды.
Пространство, в котором вращается вентилятор 7, закрыто крышкой 11, имеющей входное окно 12 и выходные 13. Ф
Работает предлагаемое устройство следующим 06p& 30 м в
При включении эпектродвигатепя, в рез тате взаимодействия магнитного и электрического полей craropa 4 и ротора 2, послед-ЗО ний начнет вращаться. Вместе с ним будет вращаться центральный вал 5 с вентилятором 7. Часть электрической энергии выдепяется в роторе в виде тепла, которое передается теплоноситепю, находящемуся в испарительных участках 3 тепловых труб, При нагревании теплоноситель испаряется и его пары по поломукольцу 10 и перемычкам 9 поступают во внутреннюю попость 8 конпа 6 центрального вми 5. Там происхо- 40 дит их конденсация за счет того, что наружный воздух, засасываемый вентиля1ором 7 через окно 12, охлаждает конец
Размещение конденсационного участка охладительного устройства вне пространства, защищенного для обеспечения взрывобезопасности, позволяет более интенсивно отводить тепло из теплонагруженной зоны между ротором и статором и, тем самым, повысить тепловые нагрузки в обмотках статора и беличьей клетке ротора. В результате этого можно увеличить тепловую мощность электродвигателя, что в стесненных и сложных гол но-технических условиях имеет бопьшое значение.
Формула изобретения
Электродвигатель, содержащий корпус, вап с закренленныМ на .нем вентипятором, ротор и тепловые трубы, одни участки которых расположены в пазах роторау а другиев зоне вентилятора, о т и и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, участки тепловых труб, расположенные B зоне вентилятора, выполнены в виде размещенного снаружи корпуса конца вала с полостью. источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
jL. Патент Франции ¹218202ß 0 К 9 2 -
1 974.
2. Патент США % 380 1843,Н 02 К 9/ОО, 1974.
607310
Составитель lI. Карцева
Редакто
P a Шибаеэа Текред М. БоРисова КоРРектоР Н. Яцемирс а
Зака
Фипиап ППП Пагенг, г. ужгород, Гп. црооагнан, 4 з 2621/42 Тираж 892 Подписное
ЦНИИПИ Гос а с уд р.твенного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5