Смазка для волочения труб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 607839

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3 <Н0 160276 (21) 2327600/23-04 с присоединением заявки № (23) Йриоритет (43) Опубликовано250578. Бюллетень №19

2 (51) М. Кл.

С 10 М 1/06

Гаотдаротвонный комнтвт

Совета Мнннотров СССР но нонна нвобротоннй н аткрытнй (53) УДК 621.892 г

:621.7. .016.3 (088. 8) (45) Дата опубликования описания 2604,78 (72) Авторы изобретения

В.Н. Колесников, П.И. Чуйко, Л.M. Фролова, А.В. Аранович, В.А. Алешин, Г.В. Дубоносов, Ю.А. Федотов и A.Ô. Ничков (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ ВОЛОЧЕНИЯ ТРУБ

Изобретение относится к техноло- т гическим смазкам для обработки металлов давлением, преимущественно для оправочного волочения особо тонкостен ных и капиллярных труб из нержавеющих 5 сталей и титановых сплавов.

Оправочное волочение труб сопровождается большими энергетическими затратами на преодоление сил контактного трения, составляющими до 60% от 10 общих энергетических затрат.

° Основная роль технологических смазок заключается в снижении сил контактного трения и предотвращении налипания металла на инструмент. 15

Для исключения налипания металла на инструмент и снижения сил трения обычно применяют подсмазочные покрытия и дополнительные смазки, наносимые на покрытия. Так известны смазки, х0 включающие до 8 вес.% жирных кислот, содержащих 12 и более атомов углерода, и глицеридов жирных кислот, а также мыло с бурой или воском, хлорпарафин, мыльный порошок. Указанные смазки наносят на оксалатированную поверхность профилей из нержавеющих сталей перед волочением (1) .

Однако применение таких смазочных

1композиций при изготовлении особо тон-30 костенных и капиллярных труб вызывает появление на их поверхности различных дефектов. Образование дефектов обусловлено тем, что указанные композиции наносят и удаляют в кислотных растворах. Оксалатные покрытия обладают высокой твердостью, что приводит к повышенной шероховатости поверхности труб.

В настоящее время при волочении таких труб нашли применение смазки, обеспечивающие волочение без подсмазочных покрытий. Так известна жидкая смазочная композиция, высыхающая на поверхности металла, состоящая из водного раствора 25-75 вес.% аминового и 75-25 вес.% щелочнометаллического мыл, получаемых из жирных кислот с низким титром (21.

Однако указанная композиция не устраняет налипания при волочении нержавеющих труб при жестких режимах деформации, к каким относится оправочное волочение труб.

Известна также мыльная смазочная композиция, состоящая из 15-97 вес.% солей щелочных металлов жирных кислот С8- С22 и 3-75 вес.% пирофосфа тов щелочных металлов (КоР2o7,) (3) 607839

Это смазочное покрытие также не обеспечивает надежного разделейия контактирующих поверхностей при оправочном волочении труб иэнержавеющих ититановых сплавов. В этом случае волочение сопровождается обрывом труб и налипанием металла на оправку.

Наиболее близкой к предлагаемой является смазка для волочения труб, состоящая из водного раствора мыл щелочных металлов жирных кислот фрак(0 ции С„р — С >4 (содержание 5-20 вес. 3) и солей щелочных металлов полифосфатных кислот (1 — 10 вес. Ъ) с добавкой жирных кислот С р -С, (1-6 вес.%) (4).

Однако смазочная пленка, образующаяся после просушки на поверхности металла, за короткое время адсорбирует на себе влагу, что приводит к образо(МЪ ванию в смазке кислых мыл, ухудшающих ее смазочные свойства. Кроме того, из-за наличия солей щелочных металлов полифосфорных кислот состав нестабилен во времени. Указанная смазка также обладает недостаточно высокими противозадирными и антифрикционными свойствами и не устраняет налипания металла на инструмент в жестких условиях деформации особо тонкостенных труб из нержавеющих сталей и титановых сплавов. :)

Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств и стабильности смазки.

Для выполнения поставленной цели предлагается смазка для волочения Б труб на основе воды, мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С р — С,,, которая дополнительно содержит иодйстый натрий, гидроокись лития и эмульсол. Состав смазки, вес. Ъ:

Мыла щелочных металлов жирных кислот фракции

С„р — С,, 8-15

Йодистый натрий 0,3-0,6

Гидроокись лития 0,2-0,4.8, 0

l5 0

11,5

12 5

ll 5

0,3

0,6

0,45

0,5

1,0

0,75 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100

0,4

0,3

3 5

0,75

5,0

Эмульсол 0 5-1

Вода до 100

В качестве эмульсола предпочтительно используют эмульсол на основе минерального масла, натриевых солей масляного асидола и кислот таллового масла (ЭТ вЂ” 2, Э-l, Э-2) .

Смазку приготавливают следующим образом. В емкость (с подогревом паровым змеевиком) заливают 3/4 рабочего объема воды и закладывают расчетное количество мыла (например, мыла хозяйственного) ° Воду подогревают до 80о

90 С, раствор периодически перемешивают до полного растворения мыла. Затем в отдельной емкости в небольшом объеме горячей воды растворяют расчетное количество йоцистого натрия и вводят в рабочий раствор при перемешивании.

Далее также в небольшом количестве холодной воды растворяют гидроокись лития и равномерно при перемешивании добавляют ее в рабочий раствор. Затем небольшими порциями при тщательном перемешивании вводят эмульсол технический. Раствор доводят, добавляя воду, до рабочего объема и температуры 6570 С.

Смазку на трубы наносят окунанием в раствор пакета труб в наклонном положении. При этом концы труб должны быть открытыми. Время выдержки в растворе 3-4 мин. Затем трубы извлекают иэ раствора и просушивают в потоке воздуха с температурой 80-100 С в течение 25-40 мин.

Были проведены испытания на маши-. не трения (МТ-1, ВНИТИ) при волочении полосы иэ стали марки X1UH10T с испытываемой смазкой между планками при деформации полосы Е 20%.

Для сравнительных испытаний предлагаемой смазки и известной были приготовлены и опробованы составы, указанные в табл.l. Результаты испытаний приведены в табл.2.

Т а блица 1

Составы испытуемых смазок

6 07839

Таблица. 2

Результаты испытаний смаэок

Образец

Волочение непосредственно после сушки

Волочение через

12 час после сушки

Волочение после

12 месяцев выстаивания раствора количество налипаний, % количество налипаний, % количество налипаний, %

0,062

0,065

0,045

0,065

0,06

0,065 10

0,065 0

0 05 0

0,075 20

0,08 50

0,27 100

0,07

0,05

30

0,08

40

0,072

0,230

100

Формула изобретения

Составитель Н. Королева

Редактор О. Кузнецова Техред Э.Чужик Корр р екто Л. Небола.

Заказ 2740/16 Тираж 673 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035с Москва, Ж-35 Раушская наб.с д. 4 5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эффективность предлагаемой и известной смазочных композиций проверяли по величине коэффициента трения 1 (антифрикционные свойства) и состоянию поверхности полосы после волочения (противозадирные свойства) ° При этом по каждой иэ смаэок было произведено 10 испытаний. Сравнительные испытания показали, что предлагаемый состав смазочной композиции в отличие от известного (образец 4, табл. 1) обладает меньшим коэффициентом трения, лучшими противоэадирными свойствами, которые обусловлены также высокой стабильностью смазки. Случаев появления рисок не обнаружено, риски отсутствуют после 12-часовой выдержки просохшей пленки на воздухе. Смазка стабильна во времени, качество смазки не изменилось после ее выстаива- 45 ния в течение двух месяцев.

1. Смазка для. волочения труб на основе воды, мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С, -Cz4 о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств и стабильности смазки, она дополнительно содержит йодистый натрий, гидроокись лития и эмульсол при следующем соотношении компонентов, вес.%:

Мыла щелочных металлов жирных кислот фракции

С о Сг4 8-15 йодистый натрий 0,3-0,6

Гидроокись лития 0,2-0,4

Эмульсол 0,5-1

Вода до 100

2. Смазка по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в качестве эмульсола содержит эмульсол на основе минерального масла, натоивяых солей масляного асидола и кислот таллового масла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США Р 2759862, кл. 1486.24, 1956.

2. Патент Великобритании 9 945465, кл. С 5 F, 1964.

3. Патент США Р 3313728, кл. 252-18, 967.

4. Авторское свидетельство СССР

9 477187, кл. С 10 М 7/02, 1975,