Смазка для волочения труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 607839
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3 <Н0 160276 (21) 2327600/23-04 с присоединением заявки № (23) Йриоритет (43) Опубликовано250578. Бюллетень №19
2 (51) М. Кл.
С 10 М 1/06
Гаотдаротвонный комнтвт
Совета Мнннотров СССР но нонна нвобротоннй н аткрытнй (53) УДК 621.892 г
:621.7. .016.3 (088. 8) (45) Дата опубликования описания 2604,78 (72) Авторы изобретения
В.Н. Колесников, П.И. Чуйко, Л.M. Фролова, А.В. Аранович, В.А. Алешин, Г.В. Дубоносов, Ю.А. Федотов и A.Ô. Ничков (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ ВОЛОЧЕНИЯ ТРУБ
Изобретение относится к техноло- т гическим смазкам для обработки металлов давлением, преимущественно для оправочного волочения особо тонкостен ных и капиллярных труб из нержавеющих 5 сталей и титановых сплавов.
Оправочное волочение труб сопровождается большими энергетическими затратами на преодоление сил контактного трения, составляющими до 60% от 10 общих энергетических затрат.
° Основная роль технологических смазок заключается в снижении сил контактного трения и предотвращении налипания металла на инструмент. 15
Для исключения налипания металла на инструмент и снижения сил трения обычно применяют подсмазочные покрытия и дополнительные смазки, наносимые на покрытия. Так известны смазки, х0 включающие до 8 вес.% жирных кислот, содержащих 12 и более атомов углерода, и глицеридов жирных кислот, а также мыло с бурой или воском, хлорпарафин, мыльный порошок. Указанные смазки наносят на оксалатированную поверхность профилей из нержавеющих сталей перед волочением (1) .
Однако применение таких смазочных
1композиций при изготовлении особо тон-30 костенных и капиллярных труб вызывает появление на их поверхности различных дефектов. Образование дефектов обусловлено тем, что указанные композиции наносят и удаляют в кислотных растворах. Оксалатные покрытия обладают высокой твердостью, что приводит к повышенной шероховатости поверхности труб.
В настоящее время при волочении таких труб нашли применение смазки, обеспечивающие волочение без подсмазочных покрытий. Так известна жидкая смазочная композиция, высыхающая на поверхности металла, состоящая из водного раствора 25-75 вес.% аминового и 75-25 вес.% щелочнометаллического мыл, получаемых из жирных кислот с низким титром (21.
Однако указанная композиция не устраняет налипания при волочении нержавеющих труб при жестких режимах деформации, к каким относится оправочное волочение труб.
Известна также мыльная смазочная композиция, состоящая из 15-97 вес.% солей щелочных металлов жирных кислот С8- С22 и 3-75 вес.% пирофосфа тов щелочных металлов (КоР2o7,) (3) 607839
Это смазочное покрытие также не обеспечивает надежного разделейия контактирующих поверхностей при оправочном волочении труб иэнержавеющих ититановых сплавов. В этом случае волочение сопровождается обрывом труб и налипанием металла на оправку.
Наиболее близкой к предлагаемой является смазка для волочения труб, состоящая из водного раствора мыл щелочных металлов жирных кислот фрак(0 ции С„р — С >4 (содержание 5-20 вес. 3) и солей щелочных металлов полифосфатных кислот (1 — 10 вес. Ъ) с добавкой жирных кислот С р -С, (1-6 вес.%) (4).
Однако смазочная пленка, образующаяся после просушки на поверхности металла, за короткое время адсорбирует на себе влагу, что приводит к образо(МЪ ванию в смазке кислых мыл, ухудшающих ее смазочные свойства. Кроме того, из-за наличия солей щелочных металлов полифосфорных кислот состав нестабилен во времени. Указанная смазка также обладает недостаточно высокими противозадирными и антифрикционными свойствами и не устраняет налипания металла на инструмент в жестких условиях деформации особо тонкостенных труб из нержавеющих сталей и титановых сплавов. :)
Целью изобретения является повышение антифрикционных свойств и стабильности смазки.
Для выполнения поставленной цели предлагается смазка для волочения Б труб на основе воды, мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С р — С,,, которая дополнительно содержит иодйстый натрий, гидроокись лития и эмульсол. Состав смазки, вес. Ъ:
Мыла щелочных металлов жирных кислот фракции
С„р — С,, 8-15
Йодистый натрий 0,3-0,6
Гидроокись лития 0,2-0,4.8, 0
l5 0
11,5
12 5
ll 5
0,3
0,6
0,45
0,5
1,0
0,75 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100 до 100
0,4
0,3
3 5
0,75
5,0
Эмульсол 0 5-1
Вода до 100
В качестве эмульсола предпочтительно используют эмульсол на основе минерального масла, натриевых солей масляного асидола и кислот таллового масла (ЭТ вЂ” 2, Э-l, Э-2) .
Смазку приготавливают следующим образом. В емкость (с подогревом паровым змеевиком) заливают 3/4 рабочего объема воды и закладывают расчетное количество мыла (например, мыла хозяйственного) ° Воду подогревают до 80о
90 С, раствор периодически перемешивают до полного растворения мыла. Затем в отдельной емкости в небольшом объеме горячей воды растворяют расчетное количество йоцистого натрия и вводят в рабочий раствор при перемешивании.
Далее также в небольшом количестве холодной воды растворяют гидроокись лития и равномерно при перемешивании добавляют ее в рабочий раствор. Затем небольшими порциями при тщательном перемешивании вводят эмульсол технический. Раствор доводят, добавляя воду, до рабочего объема и температуры 6570 С.
Смазку на трубы наносят окунанием в раствор пакета труб в наклонном положении. При этом концы труб должны быть открытыми. Время выдержки в растворе 3-4 мин. Затем трубы извлекают иэ раствора и просушивают в потоке воздуха с температурой 80-100 С в течение 25-40 мин.
Были проведены испытания на маши-. не трения (МТ-1, ВНИТИ) при волочении полосы иэ стали марки X1UH10T с испытываемой смазкой между планками при деформации полосы Е 20%.
Для сравнительных испытаний предлагаемой смазки и известной были приготовлены и опробованы составы, указанные в табл.l. Результаты испытаний приведены в табл.2.
Т а блица 1
Составы испытуемых смазок
6 07839
Таблица. 2
Результаты испытаний смаэок
Образец
Волочение непосредственно после сушки
Волочение через
12 час после сушки
Волочение после
12 месяцев выстаивания раствора количество налипаний, % количество налипаний, % количество налипаний, %
0,062
0,065
0,045
0,065
0,06
0,065 10
0,065 0
0 05 0
0,075 20
0,08 50
0,27 100
0,07
0,05
30
0,08
40
0,072
0,230
100
Формула изобретения
Составитель Н. Королева
Редактор О. Кузнецова Техред Э.Чужик Корр р екто Л. Небола.
Заказ 2740/16 Тираж 673 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035с Москва, Ж-35 Раушская наб.с д. 4 5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Эффективность предлагаемой и известной смазочных композиций проверяли по величине коэффициента трения 1 (антифрикционные свойства) и состоянию поверхности полосы после волочения (противозадирные свойства) ° При этом по каждой иэ смаэок было произведено 10 испытаний. Сравнительные испытания показали, что предлагаемый состав смазочной композиции в отличие от известного (образец 4, табл. 1) обладает меньшим коэффициентом трения, лучшими противоэадирными свойствами, которые обусловлены также высокой стабильностью смазки. Случаев появления рисок не обнаружено, риски отсутствуют после 12-часовой выдержки просохшей пленки на воздухе. Смазка стабильна во времени, качество смазки не изменилось после ее выстаива- 45 ния в течение двух месяцев.
1. Смазка для. волочения труб на основе воды, мыл щелочных металлов жирных кислот фракции С, -Cz4 о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств и стабильности смазки, она дополнительно содержит йодистый натрий, гидроокись лития и эмульсол при следующем соотношении компонентов, вес.%:
Мыла щелочных металлов жирных кислот фракции
С о Сг4 8-15 йодистый натрий 0,3-0,6
Гидроокись лития 0,2-0,4
Эмульсол 0,5-1
Вода до 100
2. Смазка по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в качестве эмульсола содержит эмульсол на основе минерального масла, натоивяых солей масляного асидола и кислот таллового масла.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США Р 2759862, кл. 1486.24, 1956.
2. Патент Великобритании 9 945465, кл. С 5 F, 1964.
3. Патент США Р 3313728, кл. 252-18, 967.
4. Авторское свидетельство СССР
9 477187, кл. С 10 М 7/02, 1975,