Гидравлический забойный клапан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Н И Е пц вотвв

ИЗОБРЕТЕНИЯ (6>) Дополнительное к авт. санд.в (22) Заявлено 0ц.0Э.76рц 2ЗЭ2657 22 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 25,08. Г8.Бюллетень № Х 9 (45) Дата опубликования описания д.5. а5; 78 (5е) М. Кл, Р 21 В 43/00

Гасударственный ыомитет

Соаето Миннстроо СССР оо делам изобретений и отырмтий (53) УДК 622,276.5 (088.8 ) A. E. Кавказав, А, Ф, Казаков и A.. И. Денпипер (72} Авторы изобретении (71} Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЗАБОЙНЫЙ КЛАПАН

Изобретение относится к технике добычи нефти и газа, а именно к устройствам, предназначенным для закрепления пакеров, спускаемых на трубах, при эксплуатадии нефтяных и газовых скважин.

Известен гидравлический забойный клапан, содержащий корпус, седло, выполненное в виде цанговых перьев, срезные шпильки и шар 11) .

Недостатком его является низкая надежность работы.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гидравлический забойный клапан, содержащий корпус с каналами, втулку-седло, заглушку и запорный элемент 12).

В этом клапане срез шпилек при заданном давлении зависит от их количества и материала, из которого они изготовлены. Практика посадки пакеров с помощью клапанов со срезными шпильками показывает, что по различным причинам срез шпилек происходит до закрепления пакера, что приводит к дополнительным работам по его закреплению. А в случае, когда при максимально возможном давлении в колоние труб шпильки не срезаются, приходится производить повторный подъем-спуск колонны насосно-компрессорных труб для закрепления пакера.

Недостатком указанного клапана является и то, гго регулировка давления, при котором происходит срез шпилек клапана, возможна только при изменении количества шпилек, после срабатывания клапана повторно исполь зовать его невозможно.

Целью изобретения является повышение надежности работы клапана за счет обеспечения срабатывания его при заданном давлении.

Это достигается тем, что в нижней части втулки-седла размещен подпружиненный обратный клапан, сообщающий затрубное пространство с камерой, образованной корпусом, заглушкой и втулкой-седлом причем камера заи ол н ен а ж яд каст ыо.

На чертеже изображен гидравлический за15 бойный клапан, продольный разрез.

Гидравлический забойный клапан состоит яз корпуса 1, имеющего радиальные окна 2 втулки-седла 3-; уплотненной в корпусе с помощью уплотнительных элементов 4. Верхняя часть втулки-седла 3 представляет собой седловину с шаром 5, выше которой размещена ловильная шейка 6, ниже — — радиальные окна

7. В нижней части 8 втулки-седла 3 расположены обратный клапан, состояпшй из шарика 9, шайбы О, пружин 11 н гайки 12. Нижняя часть втулки-седла с корпусом 1 и заглушкой 13, вкср607957

Формула изобретения

Составитель В. оорискина

Текред О. Луговая Корре ггор Д. Мельниченко

Тира ж 734 Подписное

Редактор F. Г!олионова

Заказ 2773/22!!!!ИИПИ осударственного комитета Совета Микис-,ров СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж-З5, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал Г1(1П «Патент», г, Ужгород, ул. Проектная, 4 нутой в корпус, образуют гидравлическую камеру 14. В корпусе 1 выполнены расточки 15.

Работает гидравлический забойный клапан следующим образом.

Клапан спускается в скважину на колонне насосно-компрессорных труб без шарика 5, при этом скважинная среда перетекает через окна

2 и 7. Гидравлическая камера 14 с отрегулированным на определенное давление обратным клапаном заполняется жидкостью определенной вязкости. С устья скважины шарик 5 забрасывается и в колспие труб создается давление, которое через втулку-седло передается в камеру 14. Втулка-седло 3 остается на месте до тех пор, пока не откроется обратный клапан и жидкость через окна 2 и 7 не перетечет из камеры 14 в закорпусное пространство. При этом втулка=седло перемещается вниз под действием давления в колонне труб до того момента, пока уплотнительные элементы

4 не достигнут расточек 15. Дальнейшее ее движение происходит под собственным весом до упора в заглушку 13.

Чтобы расширить область применения (опрессовка колонны труб, необходимость созда-, ния болы!1его или меньшего давления и др.), втулка-сед о извлекается ловителем за ловиль2S ную шейку 6. После настройки и проверки втулка-седло 3 вместе с шаром 5 забрасывается в колонну труб и под собственным весом опускаются до корпуса 1 гидравлического забойного клапана. При создании давления в трубах втулка-седло 3 входит в уплотнитель- зо ные поверхности корпуса и в дальнейшем работа клапана повторяется.

Возможность точной. предварительной регулировки давления открытия клапана исключает аварийные работы на скважинах, где проводятся посадки пакеров. Благодаря дросселированию жидкости в седле обратного клапана открытие его при случайном кратковременном превышении давления не происходит.

При невозможности создания необходимого давления на клапан (выход из строя источника давления на устье скважины, нарушение герметичности -колонны и др.) его можно открыть извлечением втулки-седла с помощью ловильного инструмента.

Гидравлический забойный клапан, содержащий корпус с каналами, втулку-седло, заглушку и запорный элемент, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы клапана за счет обеспечения срабатывания его нри заданном давлении, в нижней части втулки-седла размещен подпружиненный обратный клапан, сообщающий затрубное пространство с камерой, образованной корпусом, заглушкой и втулкой-седлом, причем камера заполнена жидкостью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Патент CIIIA № 32651 32, кл. 166 †1„

1972.

2. Патент Великобритании № 1232549, кл.

Е F,.1969.