Канатная дорога
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ .К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 608006 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) Q. . бь " . -л, j!g
E гl F гзюг (22) Заявлено20.04.70(21) 1432249/03 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.05.78.Бюллетень № 19
Государственный комитет
Совете Министров СССР оо делам иэооретений и открытий (53) УДК622.625 (088.8) (45) Дата опубликования описания 18.04.78
А. A. Ткаченко, Л. И. Еськов, А. И. Лебедев, Д. А. Сасунэв и В. H. Адыканов (72) Авторы изобретения (1) ЗанвнтЕлЬ Украинский научнс-исследовательский и проектно-конструкторский институт подземной гидравлической добычи угля "УкрНИИГидрэуголь" (54) КАНАТНАЯ ДОРОГА
Изобретение этнэсится к средствам транспорта с канатным приводом и предназначено для доставки материалов и оборудования и транспортировки горной массы преимушественно в горных выработках, повтэряюших сложную гипсэметрию пласта, где практически невозможна локомотивная откатка.
Канатная дорога налочвенная может применяться в аналогичных условиях на поверхностии. 10
Известна канатная дорога напэчвенная с приводом от тягового каната, применяемая в шахтных условиях для доставки материяJIoB и людей, например транспортная система с вагонетками fl), 15
Недостатком такого устройства является необходимость перегрузки грузов в выработках с переменным профилем путей.
Известна канатная дорога, которая состоит из отрезкэв швеллеров, соединенных рВ угэлкэвыми распорками с бэлтэвымн шарнирами. Пэ такому специальному рельсовому луги с лэмощью бесконечного тягэвэгэ каната лебедка сэ шкивом трения буксирует состав вагонеток,снабженных горизонтальными стаби б лизирутошими катками, лерекатываюшимися ло корытообраэной части швеллеров и удерживаюшими вагонетки от схода с рельсов.
На одной иэ вагонеток имеется барабан запасного каната, разматываемого при нарашивании длины канатн эй д эроги. On орные, кэлеса буксировочной и других вагонеток, на которые распределен их нвес, перемешаются по верхней полке швеллеров (2).
На закруглениях пути тяговая ветвь бесконечного каната опирается на вертикальные ролики, а возвратная ветвь направлена горизонтальными роликами, установленными сзади вертикальных. Натяжение тягового каната, не эбходим ое для надежного сне пле ни я ег о со шкивом трения, обеспечивает натяжная станция. Стабилиэируюшие катки являются неотьемлемой частью канатнэй нецочвенной дэроги, так как в случае их отсутствия может произойти сход вагонеток (особеннэ на noaoporax трассы).
Недостатком укаэанного устройства является наличие специальной колеи из швеллеров и неизбежность перегрузочных операций уа ее стыке с лэкомотивной или канатной
6О8ОО6 блоками. Надежное и тэчнэе совмещение тэриэв рельсов обеспечивает стяжки 10 с захватами за пэдэшву рельсов. Для удержания буксировочной вагэнетки на pemcoв эй к олее на ее к орпусе укреплены, например, четыре стабилизирующих катка, пэ два с каждой стороны, которые при переходе стрелочных переводов и разветвлений рельсэвой к леи сначала выходят из зацепления с головкой рельса, а затем поднимаются над головкой рельсэвой колеи. Стабилизирующий катэк 7 подвешен на конце вертикальной эксцентричной эси 1 1 и в крайнем нижнем положении застэпэрен упором
12. Ось 11 на конце снабжена пэ наружной поверхности горизонтальным "а и вертикальным $ пазами, После . расстопэрения упора 12 при вращении оси 11 за палец
13 последняя поворачивает стабилизирующий катэк 7 на угол <, скользя горизонтальным пазом ц" по выступу 14, расположенному в обхватывающей ocb 11 втулке
15, закрепленной на корпусе буксировочной вагэнетки 4 на кронштейне 16, и выводит его из контакта с головкой рельса до совмещения вертикальнэгэ паза "/" с выступом 14, После этэгэ ось 11, скользя âåðтикальным пазом "5 пэ выступу 14, под действием пружины 17 поднимает над головкой рельса и удерживает в верхнем положении каток 7(, Ввод стабилизирующего катка в контакт с головкой рельса происходит в обратном пэрядке под воздействием усилия, направленного вниз, на верхний горец вертикальной эксцентричной оси 11.
В крайнем нижнем положении стабилизирующий каток 7 фиксирован упором 12, входящим в углубление " 4 .
Зазор " между стабилизирующим катком 7 и головкэй рельса отрегулирован прокладками 18, Вместо вертикального паза
"я" на поверхности оси 11 может быть выполнен винтовой паз, Ес.,и рельсовая колея имеет крутые повороты (малые радиусы изгиба) в любой плоскости, . тэ для нормальной эксплуатации дороги в этих кривых стабилизирующие катки 7 должны быть установлены по центру базы "Н" опорных полускатов буксировочной вагонетки по одному с каждой стороны !см. фиг. 8).
Обе ветви тягэвогэ катана при прохождении их над стрелэчными переводами утопают в канавках, предусмотренных на пересекаемых рельсовую колею отрезках и выполненных под углом к линии качения пэлускатов, что позволяет несущим полу» скатам вагонеток прохэдить через ка50 навки, Для обеспечения прохода катков 7 по го лэвке рельса сэ стороны их качения иа рель» рельсовыми эткатками, осуществляемыми по рельсовой колее из обычных рудничных аже/ лезнодорожных) рельсов. Зтэ обусловлено тем, что вагонетки пеэедвигаются пэ колее из швеллерэв и снаэжены жестко прикрепленными к их раме стабилизирующими катками, не пэзвэлжошими вагонеткам переходить на колею обычной рельсовой откатки и препятствуюшими обмену и проходу вагонеток через стрелочные переводы и l0 разветвления рельсовой кэлеи.
Целью изобретения является обеспечение бесперегрузочной дэставки грузэв в рельсовых горных выработках с переменным профилем путей.
Достигается это тем, что каждый стабилизирующий каток связан с вагонеткой посредством установленной на конце вертикальной эксцентричной эси, выполненнэй с пазами для фиксации, упором и пружи- 20 нэй во втулке, закрепленной на раме вагонеткии.
Применение дороги напэчвеннэй канатной для транспортировки материалов и оборудования по горным выработкам со сложным прсфилем, где практически невэзмэжна
JloKoMoTHBHBB откатка, позволяет решить вопрос быстрой бесперегрузэчнэй транспэртировки с поверхности до забоя пэ обычной рельсовой колее в одних и тех же ва30 гоне тках.
На фиг, 1 изображена предлагаемая канатная дорога, общий вид; на фиг, 2 дан вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3— вид пэ стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 4—
35 разрез В-В на фиг. 2; на фиг, 5 — разрез
Г-Г на фиг. 4; на фиг, 6 показан стабилизирующий каток в крайнем верхнем положении на фиг. 7 дан разрез Q-Д на фиг.6, У
Q0 на фиг. 8 изображена буксировочная вагонетка с расположением стабилизирующих катков по центру базы ее опорных полускатов; на фиг. 9 — стяжка с захватами, скрепляющими стыки рельсов; на фиг. 10 — дан вид
Е на фиг. 9.
Канатная дорога состоит из рельсовой колеи 1 со стрелэчными перевэдами и разветвлениями, по которой тяговая лебедка
2 со шкивом трения с помощью бесконечного тягового каната 3 с его тяговой и возвратной ветвями перемешает буксировэчную вагонетку 4, несущую на себе барабан
5 с запасом тягoaoro каната для наращивания дороги, приводной рычаг 6 и стабилизирующие катки 7. Сцепление каната со шкивом трения создает натяжная станция
8. Бесконечный тяговый канат направлен пэ профилю рельсовой колеи поддерживающими устройствами 9, куда его заводит приводной рычаг 6, и концевыми отклоняющими
608006 сэвой колее сняты обычные боковые накладки, скреплявшие торцы рельсов. Однако чтобы не нарушить стыковое соединение рельсов, предусмотрены захваты 19, плотно обхватывающие подошвы стыкуемых рельсов . н соединенные. между собой стяжками 20, оканчиваюшимися левэй и правой резьбами и навинчиваюшимися на них муфтой 21 и контргайками 22. Врашая муфту 21, захваты плотно и надежно скрепляют стыки рельсов, а контргайки 22 предохраняют их эт ослабления. Кроме того, изменяя длину стяжек 20 поворэтом муфты 21, захваты можно установить на другой размер рельсовой колеи, применяемый в шахте, Нарашивание канатной дороги на длину вслед за продвигающимся забоем осушествляется за
Ф ормула изобретения
Канатная дорога, включаюшая рельсовый путь, замкнутый тяговый канат лебедки со шкивом трения, натяжную станцию, механизм для поддержания каната и буксировочную вагонетку со стабилизируюшими катками, о т л н ч а ю ш а я с я тем, что с . целью обеспечения бесперегрузочной доставки грузов в рельсэвых горных выработках с переменным профилем путей, каждый сгабилизируюший каток связан с вагонеткой посредством устанэвленнэй на конце вертикальной эксцентричной оси, выполненной с пазами для фиксации, упором и пружиной во втулке, закрепленной на раме вагонетки.
1. Транспортировка людей и оборудования, Экспресс — информация ВИНИТСЯ, "Угольная промышленность, 1969, N 2, с. 32.
2. Пейсахович Г. Я., Базер Э. Я. Вспомогательный транспорт на шахтах зарубежных стран, М„"ЦНИИТЭИ угля" 1967, с.49-50.
Источники инфэрмации, принятые во вни15 )мание при экспертизе:
608006 иг.8 (E
ВиУ Е фут. 10
Составитель H. Шестимирова
Редактор. T. Фадеева Техред О, Андрейко Корректор E. Папп
Заказ 2777/25 Тираж 734 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Сове та И инистров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, "л. Проектная, 4