Муфта предельного момента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и ;.q„, —,;1

Ф ..г

Я

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (<4) б08021

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное и авт. свид-ву (22) Заявлено 16.01.76(21) 2314557/25-27 с присоединением заявки %— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 250578.Бюллетень Ah 19 (И) М. Кл.

F 16 D 7/04

В 25 В 23/14

Государственный номнтет

Совета Инннетроо СССР па делам нзобретеннй н отнРытнй (53) УДК 621,825. 5 (088. 8) (4Б) Дата опубликования описания 260478 (72) Двторье изобретения

М. В. Медаидь и А. -Й. A. Товт

Львовский ордена Ленина политехнический институт

Pl) Заявитель (54 МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА

Изобретение относится к общему ма- шиностроению и может быть использовано при создании автоматических сборочных и центрирующих устройств для спицевых колес, б

Известна предохранительная муфта с безударной пробуксовкой полумуфт, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, посаженные на соответствующих валах и соединенные торцовыми кулачками, !0 и устройство для отвода полумуфт.

Ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы с подвижно установленной на ней подпружиненной гайкой, несущей гильзу с ведущими торцовыми зубьями. 15

Устройство для отвода одной полумуфты от другой выполнено .в виде жестко связанного со ступицей фланца с профилированными торцовыми кулачками и роликов, свободно проворачивающихся на ЯО осях, закрепленных на гильзе и взаимодействующих с кулачками.

Муфта снабжена трещоткой, установленной на ведомом валу и сцепленной с зубцами, выполненными на гильзе. 25

Трещотка предотвращает скатывание роликов с полого участка профилированной поверхности ведущей полумуфты (1).

Такая муфта не обеспечивает гарантированное расцепление торцовых кулач- 30

2 (. ков полумуфт при срабатывании и их сцепление после срабатывания.

Известна также муфта предельного момента, содержащая установленную на ведущем валу скользящую втулку с симметрично расположенными шарикоподщипниками, взаимодействующими с кулачками и толкателями ведущей полумуфты, соединенной торцовыми зубьями с ведомой полумуфтой. Втулка, несущая симметрично расположенные шарикоподшип.ники, установлена на ведомом валу и взаимосвязана с ним шпонкой (21.

С возрастанием передаваемого крутящего момента, с которым связано про дольйое перемещение втулки, возрастает сила трения скольжения по боковой поверхности шпонки. Эта сила может изменяться в значительных пределах под влиянием различных условий, в том .числе и условий срабатывания, в .результате чего разброс величины предельного момента срабатывания может колебаться в значительных пределах.

С целью повышения точности срабатывания предлагаемая муфта предельного момента снабжена жестко связанным с ведущим валом стаканом, стенки которого выполнены в виде секторов, на

608021 обращенном к стакану конце скользящей втулки предусмотрены идентичные сектора, входящие в пазы между секторами стакана, а между боковыми поверхностямю обращенных друг к другу сектоpos стакана и скользящей втулки уста-. новлены тела качения.

На боковых поверхностях секторов .целесообразно выполнять радиусные дорожкя»

Кроме того, для исключения выпадания тел качения торцы секторов снабжены планками, закрывакщими зазоры между боковыми поверхностями взаимодействующих секторов стакана и скользящей втулки. 15

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта предельного момента, продольный разрез; на фиг. 2 дано сечение по А-А на фиг.l.t на-фиг. 3 - сечение по Б-Б на фиг.l; на Фиг ° 4 - развертка тор- 20 цового.кулачка, находящегося в зацеплении с радиальными шарнкоподшипниками; на Фиг. 5 - сектора стакана и скользящей втулки, соединенные телами качения, аксонометрия. 25

Ведущий вал 1 соединен с выходным валом блока 2 электродвигателя н редуктора н установлен в подшипниках стакана 3. На свободном конце ведущего вала 1 установлена на подшипниках ведущая полумуфта 4, имеющая торцовые зубья 5 с одной стороны и торцовые кулачки 6 с другой стороны.

Торцовый кулачок 6 имеет винтовую поверхность 7 - для передачи крутяще35 го момента, кольцевую поверхность 8 для осуществления разъединения палумуфт, упорную поверхность 9 - для обеспечения холостого хода после срабатывания муфты (фиг.4).

На ведущей полумуфте выполнены две симметрично расположенные продольные направляющие, в которых установлены толкатели 10. Последние удерживаются в направляющих втулкой ll, выполненной за одно целое с торцовой зубчаткой 5.

Со стороны торцовых кулачков толкатели имеют скошенные плоскости 12 (фиг.4), выступающие иэ кулачков на величину, на которую необходимо. приподнять ведомую полумуфту 13 для вывода ее иэ зацепления с ведущей полумуфтой. Для ограничения величины подъема плоскостЕй 12 толкателей над кулачками и обеспечения контакта с ведомой полумУФтой служат заплечики 14.

В торцовые кулачки ведущей полумуфты упираются два симметрично располо.аениых радиальных подшипника 15, ко„ торые сидят на осях вилок скользящей втулки 16, Хвостовая часть скользящей-60 втулки 16 (фи .5) выполнена в виде секторов 17 с продольными пазами 18, на боковых поверхностях которых имеются радиусные дорожки 19. В пазы 18 скользящей втулки входят сектора 20 жестко соединенного с ведущим валом 1 стакана 21. Сектора 20 стакана 21 иден тичны секторам скользящей втулки 16, разделены такими же пазами и имеют такие же радиусные дорожки 22. Между боковыми поверхностями секторов скользящей втулки 16 н неподвижного стакана 21 в дорожках размещены шарики 23.

Для фиксации шариков от выпадания иэ дорожек торцы секторов снабжены планками 24, закрывающими зазоры между соседними дорожками.

Для прижатия подшипников 15 к торцовым кулачкам 6 служит пружина 25, жесткостью которой определяется передаваемый крутящий момент. Пружина 25 с одной стороны упирается в упорный подшипник скользящей втулки 16, с другой - в кольцо 26. Последнее имеет усики 27, выступающие наружу через пазы 28 корпуса 29 и входящие в кольцевую выточку регулирующей гайки 30.

Со стороны торцовых зубьев ведущей полумуфты 4 толкатели 10 упираются в упорный подшипник 31, установленный на ведомой полумуфте 13, имеющей пружину 32, постоянно стремящуюся соединить ведомую полумуфту 13 с .ведущей 4.

Вал 33 ведомой полумуфты 13 со стороны зубчатки 5 имеет тормоз, состоящий нэ пружины 34 и двух сухарей 35. Ведомый вал несет отвертку 36 для закручивания, например. ниппельной гайки 37.

Муфта предельного момента работает следующим образом.

Вращение от блока 2 электродвигателя с редуктором передается стакану

21, который через боковые поверхности своих .секторов 20 и шарики 23 передает вращение секторам 17 скользящей втулки 16. При холостом ходе симметричные подшипники 15 скользящей втулки находятся в углублении кулачка 6 и передают вращение на отвертку 36. При вводе отвертки в шлиц ниппеля величина передаваемого крутящего момента возрастает, подшипники 15 начинают подниматься по винтовому профилю 7 кулачка 6.. Скользящая втулка 16 соответственно отжимается и ее сектора 17 перемещаются относительно неподвижных секторов 20 стакана 21, перекатываясь по шарикам 23. По мере натягивания спиц передаваемый крутящий момент возрастает и при заданной его величине подшипники 15 достигают линии перехода винтового профиля кулачка б в кольцевой. Когда подшипники 15 начинают катиться по кольцевому профилю 8 кулачка б, прекращается вращение ведущей 4 и ведомой 13 полумуфт, т.е. про» исходит предварительное отключение муфты.

Подшипники 15, перекатываясь даль,ше по кольцевой части 8 кулачка б, встречают скошенные плоскости 12 толкателей 10, которые выступают из ку.лачков. Момент сопротивления, дейст608021 вующий на подшипники 15 со стороны кулачка 6, несколько возрастает, оставаясь однако значительно меньшим, чем прежде, так к к пружина 32 во много раз слабее пружины 25. Дальнейший поворот скользящей втулки 16 с подшипниками 15 относительно кулачков 6 сопровождается разъединением полумуфт

4 и 13 вследствие выжимания толкателей 10. Полное разъединение полумуфт, что является началом холостого spameния ведущей полумуфты 4, обеспечивается благодаря тормозящему воздействию сухарей 35 на стенки. ведущей полумуфты 4. Сухари 35 -размещены в отверстии вращающегося в это время ведомого вала 33. Вследствие этого на ведомый вал ЗЗ будет действовать небольшой крутящий момент, равный моменту, развиваемому тормозом, который, однако, исключает дополнительный поворот..нйп- Й пеля и удары при срабатывании муфты.

После соприкосновения подшипников 15 с упорными участками 9 кулачков 6 ведущая полумуфта 4 начинает вращаться совместно с ведущим валом 1.

При этом ось подшипников 15 не доходит до вершины скоса толкателей 10, чем создается предпосылка для восстановления исходного состояния муфты. При 30 отключении привода и отводе инструмента от ниппеля толкатели 10 под действием пружины 32 стремятся занять первоначальное положение и при повороте ведущей полумуфты 4 сталкивают под-35 шипники 15, которые скатываются обратно в исходное положение, в углубление кулачка 6.

Описанная конструкция муфты предельного момента позволяет уменьшить 40 потери на преодоление сил трения при+ мерно в 5-10 раз, а это позволяет повысить точность срабатывания муфты.

Формула изобретения

1. Муфта предельного момента, содержащая установленную на ведущем валу скользящую втулку с симметрично расположенными шарикоподшипниками, взаимодействующими с кулачками и толкателями ведущей полумуфты, соединенной торцовЫми Зубьями с ведомой по- . лумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности срабатывания, она снабжена жестко связанным с ведущим валом стаканом, стенки которого выполнены в виде секторов, на обращенном к стакану конце скользящей-втулки выполнены идентичные сектора, входящие в пазы между секторами. стакана, а между боковыми поверхностйми обращенных друг к другу секторов стакана и скользящей втулки установлены тела качения.

2. Муфта по п.l, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что на боковых поверхностях секторов стакана и скользящей втулки выполнены радиусные дорожки.

3. Муфта по d.l, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью исключения вцпадания тел качения, торцы секторов снабжены планками, закрывающими зазоры между боковыми поверхностями взаимодействующих секторов стакана и скользящей втулки.

Источники. информации, принятые во внимание при экспертизе;

Авторское свидетельство СССР

В 425004, кл» Р 16 В 7/04, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

9 531723, кл. F 16 3 7/04, В 25 В 23/14) .1974. б08021

Л-A

zf

z7 7

Фие.d

Щит.

Составитель О.Логвинова

Редакто Г.Котельский Тех Н ° Бабурка Ко кто С.Ямалова

Эаказ 2781/2б Тираж 1198 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра скан наб.

4 5

Филиал ЛПП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4