Землеройная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 608888

Ceca Советский фоциаиистических

Рвспубпик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.06.76 (21) 2372042/29-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 24.05.78 (51) M. Кл а Е 02F 3/64

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.879 48 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П. Степаненко, Е. П. Ситкин, С. Е. Кудра, Б. Ш. Шимановский и Г. С. Фурто (71) Заявитель (54) ЗЕМЛ ЕРО Й НАЯ МАШ И НА

Изобретение относится к землеройным машинам для отрывки траншей в мерзлых и других прочных грунтах.

Известна землеройная машина, содержащая рабочий орган, лебедку с тросом и якорным устройством и привод лебедки (1).

Ее недостатком является частое разрушение троса вследствие резкого возрастания нагрузок, вызываемых появлением асинхронности в перемещении машины и сокращением троса лебедки, возникающей при встрече режущего органа с отдельными монолитными включениями в грунте, для преодоления которых требуется большее время, чем для срезания однородного грунта.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является землеройная машина, содержащая силовой агрегат, связанный посредством торсиона с закрепленной на машине лебедкой, конец троса которой прикреплен к анкеру, расположенному впереди машины (2).

В этой машине обеспечена амортизация

«пиковых» нагрузок на трос лебедки, однако допускаются колебания торсиона, которые снижают не только его долговечность, а также троса, рабочего органа и привода.

Целью изобретения является повышение долговечности землеройной машины путем предотвращения разрушения торсиона при увеличении тягового усилия на лебедке.

Для этого торсион выполнен из находяшихся в зацеплении и соединенных с валом

5 лебедки и валом силового агрегата кулачковых втулок и проходящего через их отверстия и соединенного с втулками предварительно закрученного вала, также связанного с валами лебедки и силового агрегата, при10 чем ширина кулачков одной из втулок меньше ширины впадин между кулачками другой втулки.

На фиг. 1 изображена землеройная машина; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1;

15 на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 4 — зависимость изменения угла закручивания торсиона от крутящего момента на лебедке.

Землеройная машина содержит силовой агрегат 1, тягача, прицепную раму 2 с цепным рабочим органом 3 и метателем 4 грунта, гидроцилиндр 5 перевода рамы из транспортного в рабочее положение и гидроцилиндр 6 заглубления рабочего органа.

С силовым агрегатом связана лебедка 7 с тросом 8 и анкером 9. Лебедка 7 связана с агрегатом 1 через торсион 10, гидромотор 11 и червячный редуктор 12.

Торсион 10 выполнен из находящихся в

30 зацеплении кулачковых втулок 13, соединеи808888 ных с валом 14 лебедки. Через втулки проходит предварительно закрученный вал 15, который соединен с втулками. С помощью втулок, соединенных шлицами с концами вала 15, вал предварительно закручен на величину, соответствующую номинальному усилию на тросе, и заблокирован в таком положении взаимным зацеплением кулачков 16 и

17 втулок 13. Свободными участками шлицев торсионный вал 15 соединен с барабаном лебедки 7 и редуктором 12.

Ширина впадин между кулачками 16 и 17 имеет большую величину, чем ширина каждого кулачка. Разница указанных величин необходима для закручивания торсионного вала 15 на максимально допустимый угол.

Анкер 9 расположен в лунке 18. Анкером может также служить дерево, транспортное средство или другой объект.

Машина работает следующим образом.

Получив вращение от силового агрегата 1 тягача, цепной рабочий орган 3 начинает разработку грунта и под действием гидроцилиндра 6 заглубляется до требуемой величины, подавая при этом разработанный грунт в метатель 4, откуда грунт выбрасывается на сторону в отвал.

Барабан лебедки 7, получив вращение от редуктора 12 через торсион 10, наматывает трос 8, подтягивая машину к анкеру 9.

Усилие лебедки совместно с тяговой силой тягача обеспечивает поступательное перемещение заглубленного в прочный грунт рабочего органа.

При встрече рабочего органа 3 с каменистым или иным трудно преодолимым включением на рабочем органе возникает дополнительная реактивная сила, направленная в противоположную сторону движения машины.

Эта сила стремится сдвинуть тягач в противоположную направлению движения сторону, при этом усилие на тросе 8 возрастает сверх номинального. Однако под действием избыточного усилия торсионный вал 15 закручивается на некоторый угол, компенсируя возникшую асинхронность в наматывании троса и перемещении машины, что предохраняет трос от разрушения.

При закручивании торсионного вала контактирующие грани кулачков 16 и 17 за счет бокового зазора расходятся. Максимальный угол закрутки торсионного вала ограничивается контактом кулачков противоположными гранями после полного выбора бокового за5

50 зора, чем обеспечивается предохрайеиие fOp сионного вала от перегрузок и разрушения.

Пологая характеристика торсионного вала обеспечивает в пределах возникающего приращения крутящего MQMeHTB Мнач "Ммакс значительный диапазон угла закручивания вала фнач". макс, чем создается запас Време ни, требуемый для разрушения рабочим органом машины трудно преодолимого включения в грунте без перегрузок троса лебедки, рабочего органа, рамы и других узлов машины.

Предварительная закрутка торсионного вала 15 на величину, соответствующую номинальному усилию на тросе лебедки, блокирует диапазон наиболее вероятных крутильных колебаний вала от 0 до Ммн „чем уменьшаются динамические нагрузки на узлы и детали машины.

После преодоления рабочим органом препятствия возобновляется нормальное перемещение машины, усилие на тросе 8 лебедки снижается и торсионный вал 15 раскручивается до первоначального положения.

Данное техническое решение обеспечивает снижение нагрузок на трос лебедки, торсион, раму рабочего органа и другие узлы и детали машины, благодаря чему повышается надежность и долговечность машины в целом.

Формула изобретения

Землеройная машина, содержащая силовой агрегат, связанный посредством торсиона с закрепленной на машине лебедкой, конец троса которой прикреплен к анкеру, расположенному впереди машины, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения ее долговечности путем предотвращения разрушения торсиона при увеличении тягового усилия на лебедке, торсион выполнен из находящихся в зацеплении и соединенных с валом лебедки и валом силового агрегата кулачковых втулок и проходящего через их отверстия и соединенного с втулками предварительно закрученного вала, также связанного с валами лебедки и силового агрегата, причем ширина кулачков одной из втулок меньше ширины впадин между кулачками другой втулки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Yо 89759, кл. Е 02F 5/06, 1949.

2. Авторское свидетельство СССР МО 340616, кл. В 66D 1/12, 1971.

В08888

Риз. У юг, Ф

Составитель Н. Туленинов

Техред А. Камышникова Корректор Т. Добровольская

Редактор Г. Лановая

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 681/18 Изд. № 424 Тираж 820

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5