Многоступенчатый забойный амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 608909
Союз Советских
Социалистйческих
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.04.76 (21) 2350119/22-03 с присоединением заявки № (51) М. Кл в Е 218 17/06 (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень М 20
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 622.92.43.053 (088.8) (45) Дата опубликования описания 12.05.78 (72) Авторы изобретения
Т. А. Кирин и Д. 3. Маргиани (71) Заявитель (54) МНОГОСТУПЕНЧАТЪ|Й ЗАБОЙНЫЙ АМОРТИЗАТОР
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области бурения скважин, а именно к бурильным инструментам, применяется для поглощения вибраций и ударных нагрузок и может быть использовано при бурении скважин различного назначения, например нефтяных, газовых, гидрогеологических и др.
Известен забойный амортизатор, содержащий переводник, полый вал с вилками и свободно перемещающимися на нем кольцами, упругие элементы размещенные между каждой вилкой и кольцом, распорные втулки, помещенные на заточках колец (1).
Недостатком такого амортизатора является отсутствие доступа для проверки и регулировки равномерного натяжения упруггих элементов, так как ввиду. их одноэтапной поступенчатой последовательной сборки они полностью закрыты для наблюдения. Поэтому проверку состояния упругих элементов и их регулировку можно производить только после полной разборки амортизатора.
Наиболее близким к предлагаемому является амортизатор, который состоит из переводника, соединенного с ним корпуса и ствола. На стволе насажсны внутрснние упорные диски и внутренние распорные втулки. На корпусе за>кимаются неподвижно до упора наружные упорные диски и наружные распорные втулки. Между дисками установлены упругие элементы и соединены между собой в количестве, необходимом для передачи осевого усилия и крутящего момента (2).
Недостатком известного амортизатора является отсутствие доступа для проверки и регулировки равномерного натяжения упругих элементов в каждои ступени, особенно когда количество упругих элементов превышает два — три. Кроме того, серийно выпускаемые
10 пружины имеют отклонения от номинального размера +-10 мм, что ведет к необходимости в процессе сборки ступеней регулировать высоту распорных втулок и натяжение в каждой ступени. Выполнить этп требования невозможно, так как пз-за одноэтапной поступенчатой последовательной сборки деталей после установки в каждой ступени наружной распорной втулки упруп элементы оказываются полностью закрытымп для наблюдения, в результате чего невозможно проверить состояние регулировки и степень равномерного натяжения упругих элементов.
Целью изобретения является повышение надежности работы путем обеспечения равномерного натяга упругих элементов, что приводит в свою очередь к улучшению эксплуатационных качеств многоступенчатого амортизатора.
Это достигается тем, что амортизатор снабЗО >кен втулкой с выступом и размещенной меж608909 ду Hcii и наружным упорным диском разрез-!
v» шаиоон, причем внутренняя поверхность наружыОГО уllopHOI О диска и наружная 110Верхность раЗрезнои HIBHobl Выпо!!нены KoH)>ci! bi iVI H.
i аКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ООЕСПЕЧИВВЕТ ДОСТУП ДЛЯ
pci),ëHp0HIiHi выс01ы pBciiopHbl3. Втулок с раВ»о >!ернЬ! Vi НаТНГОМ ) lip) 1 ИХ ЭЛЕМЕНТ OB В МНО-! ОСГ) 1с1! lа10М ЗВООИНОЬ! аЬ10р 1 Иза !Ops И ПОЗ
b0 1!>Еi !!РОВОД1ГТ» СООРК) ДЕТНЛЕИ В ДВа ЭТBIIB. !
id первом ЗТBH соорать на стволе все
Вн)тренние распорные вт)лки, втулки с выcryi1ovi и упорные диски; установи!ь, прове »Гь i! Закре ib lь )lip) Гие элеч1еыты. l lB BTop0vi этаl!с ОООрать ВсP нар)2HHblc распорные н!) !Ни, рсгулнр) я !!х уже Ilo установленным
)нруг, м элеь.:е !ам, за!ем закрепигь разрез»Он шаиООН >! На!>)!Иным упорным диском.
i id Чср !Ескс. ПОКаэаН Прсдла! ВЕМЫИ МНОГОc i унеычатыи 3BOOHHbiH амортизатор, оощии
В»Д.
A..vI0piH3BT0p содерж и ствол l> на котором сООира!0!си !ррнкц1!Оыно Внутренние ) llорные д!!(кн 4 !! Вн) !рен!1ие pdcllop»bl! Втулки d, 11а
В !У ТР! ННИЕ Р аСЫОРНЫЕ В!) ЛКИ COOHP dlOÒ ВТУЛки с выступом ч, гаоари1ыыи диаметр которых не до !жен превышать наружныи диаметр
) >!011ыых дисков 2 li )11ругих элементоВ О, усыновленных между ни VIH. у пру! ие элементы нисле проверки и регулировки закрепляют
>анкой о. эа! !!ро1!Зводы! жорку !аружных
pBci!opHbiх втулок /, регулируя их уже в соо Ветс!В! н с установленными упр)>Тими элеь Вы!а:iè. 11а в!улке с выстуыом устанавлива-! о! разрезыые шаиоы 0, В которые упираются !
1аРУ;>ННЫЕ PBC110PHbiC HT)Jiii H. ШаИОЫ ЗажИмаю ii Bp)?KHbl vi H упорными p»cI(BviH 9, За-! ем устанавливают корпус 10, соедиыенныи с
ыереводыиком ll> посредством которого про1ЗВОД>ИСя ООщая Затяжка Нару1КЫЫХ уПОрНЫХ дисков 9. Узел 12 передачи вращающего момыта состоит HB внутреныей полумуфты 18 и ыаружыои Г!Олум) !рibl l4 с совмесп1ыми акс1иальыыми торцовыми сверлениями, в которых размещены ста >ьыые шарики lb.,Цля защи1ы выутреныен полости устройства от 110падания частичек разбуренной породы установлен ) llлотнитель 1б. г .vlopTHÇdTOp pBOOTdHT следующим Образом. ь раоочем coclî»íèí амортизатор нижним концом ствола 1 1кестко соединен с источни.ом виорации — долотом (на чертеже не показано), d сверху переводнико л 11 жестко связан с бурильной колоннои (на чертеже не
ИОКазана), aOTOp)10 ЫЕООХОДИЬ10 ЗащИТИТЬ 01 указа»ыон вибрации. 11од воздействием про-!
Ольыых виораций, обычно генерируемых в процессе Враща fc IbHo! î бурения шарошечыым долотом, сгвол и все жестко связанные с ним детали совершают продольно-колеба Гельное
ДВ1!жение с !ас.огон 10 — 500 1 11, и амн >и!)
60 б — 30 т. Упругие элементы благодаря своей
HáêoñTH сжимаются в такт с указанной вибрацией ствола 1 и способствуют тем самым полному или частичному гашению этих вибраций и прспятствуют их дальней шему распространению в сторону втулок с выступом 4, наружных распорных втулок 7, корпуса 10 и жестко связанной с ним бурильной колонны.
Таким образом, сис1ема ствола совершает возвратно-поступательное движение относительно системы корпуса в осевом направлении, при этом одновременно передается вращающий момеыт, необходимый для бурения, от корпуса к стволу посредством шарнирношлицевого узла 12 передачи момента. Все детали, находящиеся выше упругих элементов, оказываются защищенными от продольных вибраций, генерируемых по стволу с долотом, чем и достигается решение важной технологической задачи виброзащиты бурового инструмента и защиты долота от динамических жестких ударных перегрузок.
В предлагаемом амортизаторе обеспечивается регулировка высоты наружных распорных втулок с равномерным натягом упругих элементов, что является главным условием для обеспечения совместной (параллельной) работы амортизатора. Благодаря достижению оптимальных сочетаний параметров рабочей характеристики повышается механическая скорость бурения и снижаются опасности поломки бурового инструмента. Доступность регулировки с обеспечение.л равномерного натяга упругих элементов дает возможность увеличить количество ступеней в многоступенчатых забойных амортизаторах до 7 — 10 и более, что позволяет соответственно снизить удельную нагрузку на каждую пружину и тем самым повысить их долговечность.
Формула изобретения
Многоступенчатый забойный амортизатор, содержащий переводники, ствол, корпус, упругие элементы, наружные и внутренние упорные диски, наружные и внутренние распорные втулки, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности работы путем обеспечения равномерного натяга упругих элементов, он снабжен втулкой с выступом и размещен»oii ме1кду пей H»Bpy»
Источники инфо рмации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР ¹ 274028, кл. E 21В 17/Об, 196б.
2. Пехнью M. И. и др. Бурение нефтяных и газовых скважин с применением наддолотных амортизаторов, Киев, «Наукова думка», 1971, с, 95, 608909
Редактор 3. Ходакова
Заказ 683!3 Изд. ¹ 427 Тираж 734
11ПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное ипография, пр. Сапунова, 2
I I
IХ
Составитель Т. Кирия
Тсхрсд А. Камышникова Корректор Н. Федорова