Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(»! 6О9177

Сова Советских

Социалистических

Респуслик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.06.76 (21) 2372213/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл2 Н 02К 1/32

Н 02К 9/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (53) УДК 621.313.713 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 05.05.78 (72) Авторы изобретения

В. Е. Верхогляд, М. И. Брейгер, А. К. Дука, А. P. Лейбович, Н. Г. Нестеров и В. В. Усенко (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЪ|

Изобретение относится к области электротехники, в частности к роторам электрических машин, например тяговых синхронных автономных генераторов.

Известен ротор синхронного генератора, в котором для усиления демпфирующих свойств смежные массивные полюса соединены элементами из электропроводящего материала (1). Однако указанное устройство не обеспечивает эксплуатационной надежности, так как поверхность массивных полюсов в определенной мере выполняет функции демпферной обмотки и в связи с этим имеет повышенные перегревы.

Известен ротор электрической машины, содержащий полюса с полюсными наконечниками и обмоткой возбуждения и установленные между полюсами с образованием каналов для прохода хладагента элементы, отделяющие межполюсное пространство от воздушного зазора (2).

С целью повышения эксплуатационной надежности каждый из установленных между полюсами элементов предложенного ротора выполнен с боковыми поверхностями, имеющими наклонно расположенные гофры с турбулизаторами хладагента на выступах, причем указанные элементы выполнены из электро- и теплопроводящего материала и соедииены с активной поверхностью полюсных наконечников.

На фиг. 1 изображен ротор с обмоткой возбуждения полюсов в поперечном сечении; на

5 фиг. 2 — установленный между полюсами элемент с каналом для хладагента, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид сверху.

Ротор содержит полюса 1 с обмоткой возбуждения 2, установленный между полюсами

10 элемент 3 для прохода хладагента, выполненный из электро- и теплопроводящего материала и соединенный планками 4 или непосредственно с наконечником 5. Элемент 3 закреплен в пазу 6 ярма 7 корпуса ротора с по15 мощью, например, штифта 9. Штифт 8 вставлен в петлеобразный конец 9, который выполнен на элементе 3.

Боковые стенки элемента 3 образуют с катушками 2 аксиальный щелевидный канал 10.

20 Боковые степки 11 элемента 3, обращенные к щелевидному каналу 10 выполнены с наклонно расположенными гофрами, на выступах 12 которых имеются турбулизаторы 13 хладагента 14.

25 Будучи электро- и теплопроводным элемент

3 формирует поток охлаждающего воздуха или газа, направляя его в щелевидные аксиальные каналы 10, турбулизуя этот поток турбулизаторами 13, отбирает и отдает тепло, З0 выполняя функции радиатора и в то же вре609177

4,17 U

Риз. 2

Составитель Л. Карцева

Техред Н. Рыбкина

Корректоры: Е, Хмелева и О, Тюрина

Редактор В. Левятов

Заказ 693/6 Изд. № 435 Тираж 892

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 мя, замыкая через себя электрически смежные полюса 1. Таким образом образуется демпферная система, способствующая демпфированию по поперечной оси полюса. Благодаря тому, что планки 4 располагаются в зоне наиболее интенсивного действия электромагнитного поля они играют роль электромагнитного экрана, уменьшающего магнитные потери в целом, Формула изобретения

Ротор электрической машины, например тягового синхронного автономного генератора, содержащий полюса с полюсными наконечниками и обмоткой возбуждения и установленные между полюсами с образованием каналов для прохода хладагента элементы, отделяющие межполюсное пространство от воз. душного зазора, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, каждый из указанных элементов выполнен с боковыми поверхностями, имеющими наклонно расположенные гофры с турбулизаторами хладагента на выступах, причем указанные элементы выполнены из электро- и теплопроводящего материала и соединены с

10 активной поверхностью полюсных наконечников.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции № 1515752, кл. Н 02К, 15 1968.

2. Патент США № 3588557, кл. 310 — 60, 1971.