Способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 21 Р, 2 № 60960

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Н. А. Киклевич

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА

У АСИНХРОННЫХ МАШИН

Заявлено 19 мая 1940 г. за № 33918 в Народный Комиссариат электропромышленности

Предметом изобретения является способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин во время их работы при помощи электрического измерительного прибора, приключенного к индикатору, возбуждаемому магнитным потоком машины.

Описываемый способ дает возможность обнаружить и измерить любую встречающуюся на практике магнитную асимметрию у асинхронных двигателей: равномерное или одностороннее проседание ротора, наличие на нем выбоин, ссадин и др. Измерение осуществляется при помощи электрического измерительного прибора, приключенного к индикатору, возбуждаемому магнитным потоком машины.

Сущность способа состоит в том, что примененный в качестве указанного выше индикатора электромагнит с разомкнутой магнитной цепью прикладывают в разных местах к наружной поверхности активного железа статора, На фиг. 1 и 2 изображены принципиальные электрические схемы приборов, при помощи которых может быть осуществлен предлагаемый способ.

Прибор (фиг. 1) состоит из расслоенного железного сердечйика с катушкой, концы которой присоединяются через купроксный выпрямитель к магнитоэлектрическому гальванометру. Железный сердечник прикладывается к различным местам наружной поверхности активного железа статора.

Как известно, распределение магнитной индукции в зазоре и в спинке статора зависит от распределения воздушного зазора. В зависимости от индукции в спинке статора меняется поток в сердечнике, а также электродвижущая сила и ток в катушке, показываемый гальванометром.

Купроксный выпрямитель служит для выпрямления переменного тока катушки и может отсутствовать при наличии электродинамического гальванометра, в достаточной мере защищенного от влияния пе№ б0960 ременных магнитных полей, создаваемых машиной в окружающем пространстве.

Прибор (фиг. 1) очень чувствителен к изменениям зазора. Так, например, при измерении в диаметрально противоположных точках с зазорами 0,9 и 0,5 мм показания гальванометра были равны соответственно трем и шестнадцати делениям. В другом случае, при измерении в двух точках вдоль оси ротора с зазорами 0,3 и 0,25 мм, показания были соответственно равны трем с половиной и шести делениям. Наличие вентиляционных каналов не влияет значительно на точность показаний, если сердечник прикладывать при всех измерениях по периферии к середине одного и того же пакета активного железа, а при измерениях вдоль оси ротора прикладывагь к середине двух симметрично расположенных пакетов, Предлагаемый способ пригоден не только для двигателей с открытой наружной поверхностью активного железа, но и для значительной части двигателей с оболочкой снаружи активного железа.

Если вал ротора прогнут, то стрелка прибора при измерении равномерно колеблется около некоторого деления; частота колебаний:f,=sf (где s — скольжение, f — частота сети) . Эти колебания объясняются наличием в кривой магнитной индукции двигателя с прогнутым валом низшей гармоники с частотой f. = sf. Наличие этой гармоники можно ясно видеть из осциллограммы электродвижущей силы катушки, приложенной к активному железу двигателя с прогнутым валом.

Амплитуда гармоники ), растет с увеличением степени прогиба. Перемещая катушку в направлении вдоль оси вала ротора, можно по амплитуде колебаний установить место наибольшего прогиба вала.

Если вал не прогнут, а на активном железе ротора есть выбоина, то стрелка колеблется при помещении прибора только в определенном поясе активного железа, захватывающем область повреждения.

Из осциллограммы электродвижущей силы катушки можно видеть, что в кривой магнитной индукции двигателя с прогнутым валом есть также гармоника с частотой — (для случая машины с числом

2 пар полюсов Р = 2) . В общем случае прогиб вала вызывает появление гармоник с частотой —. Можно построить прибор для определе-f

P ния прогиба, как односторонний фильтр, пропускающий только гарМоники —, которые все ниже 50 nep/ñåê (фиг. 2). Однако подсчеты nof казали, что для таких небольших частот прибор получается громоздким вследствие необходимости применять большие емкости и самоиндукции.

Ф

Предмет изобретения

Способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин во время их работы при помощи электрического измерительного прибора, приключенного к индикатору, возбуждаемому магнитным потоком машины, отличающийся тем, что примененный в качестве такого индикатора электромагнит с разомкнутой магнитной цепью прикладывают в разных местах к наружной поверхности активного железа статора. № 609бО

Подп. к печ. 2.11 62 r

За 2107

Формат бум. 70X 108>/

Тираж 200

ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Объем 0,26 нзд. л.

Цена 5 коп.

Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка 14.

Редактор В. П Головкин Техред А. А. Камышникова Корректор Ю. М. Федулова