Способ подготовки воздуха для железнодорожных транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистимеских

Республик

ОГ ИСАНИЕ

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.(>>) 63Я687 (61) Дополнительное к авт. свил-ву ( (22) Заявлено 23.08.76(21) 2399314i27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано1 5.06.78.Бюллетеиь № 22 (45) Дата опубликования описания 3,05.ЧЬ. (5l) М. Кл.

В 60 Н 3/ОО

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам иэааретений и открытий (53) УДК 626.2-592 (088.8) (72) Авторы изобретен4Ф

Л. Г. Михайлов, С. П. Филонов и A. И. Гибалов

Ворошилов1 радский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ВОЗДУХА

ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ

Изобретение относится к области транспортных средств, преимущественно к:железнодо- . рожному транспорту,;,и к области пневматических систем общего назначения, в частности, к системам управления, йЛпример, тормозами.

Известен способ подготовки воздуха, заключающийся в сжатии воздуха посредством компрессора, охлаждении нагнетаемого компрессором, нагретого в процессе сжатия воздуха в воздухоохладитель, очистке от сконденсировавшихся в процессе охлаждения частиц масла и влаги посредством водомаслоотделителя, адсорбционной осушке сжатого воздуха с помощью двух поочередно работающих в режиме сорбции парообразной влаги и нагревной регенерации адсорберов и подаче осушенного воздуха в ресивер, из которого он пост пает к потребителям — управляющим устройствам (1) .

Недостатками этого способа являются: затрата части очищенного от масла и осушенного сжатого воздуха на регенерацию, после которой эта часть сбрасывается в атмосферу; затрата внешней энергии на подогрев регенерирующего воздуха; повышенный износ адсорбента, вызываемый изменением давления в адсорберах при переключениях с режима сорбции в режим регенерации и наоборот.

Известен также способ подготовки воздуха в транспортных средствах, заключающий5 ся в сжатии воздуха посредством компрессора, отделении масла, частичной очистке от влаги путем охлаждения ниже точки росы, конденсации и периодического удаления из ресивера сконденсировавшейся влаги, последующей адсорбции парообразной влаги посредством ад1п сорберов, поочередно работающих в режиме сорбции и регенерации, включающей стадию десорбции нагретым воздухом и стадию остывания регенерируемого адсорбера, очистке от адсорбентной пыли (21.

Недостатками этого способа подготовки воз15 духа являются: затрата части наддувочного воздуха на регенерацию адсорберов, после которой эта часть сбрасывается в атмосферу, что связано с дополнительной затратой энергии, потребляемой нагнетателем наддувочного воз2о духа; потеря части сжатого воздуха, сбрасываемого из объема адсорберов в атмосферу при каждом переключении его из режима сорбции в режим регенерации; повышенный износ (механическое истира25 ние) адсорбента, вызываемый изменением дав610687 ления в ЯлcорбсpBx IIplf и(pel«1ючеIII!Hх, ll 110вышенный унос ялсорбентя в вилс ныли pelellcрирующим и осушаемым потоками воздуха, что в целом снижает надежность реализующего данный способ устройства; сложность устройств для осуществления cIIQ соба.

Цель изобретения заключается в сокрашении энергозатрат и повышении качества воздуха.

Поставленная цель достигается тем, что поток нагретого в результате сжатия воздуха, нагнетаемого компрессором через маслоотделитель, пропускают в ресивер через регенерируемый адсорбер на стадии десорбции,я на стадии остывания — через воздухоохладитель, при этом подачу воздуха в алсорберы в режиме сорбции осуществляют из ресивсра через отдельные каналы связи для каждого из адсорберов.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изооражена принципиальная схема реализации способа.

Как видно из чертежа воздух сжимают посредством компрессора l. Нагретый в iipoцессе этого воздух, имеющий низкую относительную влажность, из компрессора 1 последовательно пропускают через маслоотделитель

2, входное трехпозиционное управляющее устройство 3 (находящееся в среднем положении), воздухоохладитель 4 и ресивер 5, из которого сконденсировавшуюся в процессе охлаждения влагу периодически удаляют через спускное устройство (на черте>ке не показано). Из ресивера 5 частично очищенный от влаги сжатый воздух пропускают через водоотделитель 6, с помощью которого отделяют оставшуюся в воздухе капельную влагу в находящийся в режиме сорбции адсорбер 7, содержащий адсорбент, например цеолит, поглощающий из сжатого воздуха парообразную влагу. После адсорбера 7 осушенный до требуемой степени воздух через выходное управляющее устройство 8 и пылеотделитель 9 подают к потребителям. При положении управляющих устройств, показанном на схеме, воздух через водоотделитель 10 и адсорбер il не проходит. Адсорбер 11 находится в режиме регенерации. После насыщения влагой адсорбера 7 посредством управляющего устройства

8 производят включение в режим сорбции адсорбера 11, к которому воздух поступает из ресивера 5 через водоотделитель 10, а, после него проходит через устройство 8, пылеотделитель 9 к потребителям, а посредством входного устройства 3, переключаемого в соответствующее крайнее положение, производят вклю чение адсорбера 7 в режим регенерации, в стадию десорбции, в процессе которой нагретый воздух от компрессора 1 через маслоотлелитель 2 и устройство 3 поступает в адсороер 7. Здесь под действием тепла, вноси мого на1ретым воздухом, и,",схол1п десорбI l l l >l и 3 Я Д С О Р О Е I I I ñ! В;1 Ы Г И, К О Т О Р Я и V I I O C H T C H ногоком регенсрирующего воздуха. Десорб>ция влаги происходит с поглощеннехl тепла, вследствие чего температура воздуха Il l выхоле из ялсорбера 7 снижается, l относ1пельная влажность вследствие насыщения дссорбнрованной влагой и понижения температуры повышается.

После адсорбера 7 возлуx противотоком проходит через волоотделитсль 6, испаряя и унося

IO скопившуюся в нем в процессе 11релшествуюшего режима сорбции кя11е,зьну!о влагу и таким ооразом осуществляя pei енераци!о волоотделителя 6.

В процессе испарения. этой влаги !!pollex(Iдит дальнейшее снижение температуры воздуха, из которого при последующем охлаждении в ресивере конденсируется часть влаги. Таким образом осуществляется закрытый цикл регенерации.

После окончания стадии десорбции в алсорбере 7 подачу в него воздух у, прекращают посредством переключения устроиства 3 в среднее положение, при котором поток воздуха, нагнетаемый компрессором 1, проходит через воздухоохладитель 4 в ресивер 5. Адсорбер 7 находится в стадии остывания до окончания сорбции в адсорбере ll, после чего посредством устройства 8 включается в стадию сорбции.

Формула изобретения

Способ подготовки воздуха для железнодорожных транспортных средств, заключающийся,в сжатии воздуха посредством комнрессо-! ря, отдепении масла, части !1!Ой о!истке от влаги путем охлаждения ниже точки росы, конденсации, последующей адсорбции парообразной влаги посредством адсорберов, поочередно работающих в режиме сороции и регенерации, включающей стадию десорбцпи нагре4Q тым воздухом и стадию остывания регенерируемого адсорбера, очистке от адсорбентной пыли, отличающийся тем, что, с целью сокращения энергозатрат и повышения качества воздуха, поток нагретого в результате сжатия

<5 воздуха, нагнетаемого компрессором через маслоотделитель, пропускают в ресивср через регенерируемый адсорбер на стадии десорбции, а на стадии остывания — через возлухоохладитель, причем подачу воздуха в адсорбер в режиме сорбции осуществляют из ресивера о через отдельные каналы связи для каждого из адсорберов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР ¹ 236351, кл. Е 02 F 9/20, 1966.

2. «Труды ВНИТИ», выпуск 38, 1973, с. 63.

Редактор Н. Коган

3 и к аз 3072/1 1

Спета:ягель B. Бабкин

Техред О. Луговая Корректор H. Тупина

Тираж 841 (1одписное

IlIlHHIIH Гос)дарственного когиитс а. (ьоп F: М 1IIHeг, ои С(.CP по делам нзобрегепнй и огкрьп ий

I 13(i35, Москва, Ж-35, Рауllleкая нпб., я. 4/5

Фили;.л П i l I «Патент», г. Ужгород, ул. П рое ктная, 4