Устройство для управления фонтанирующей скважиной
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Своз Соаетскмх
Социапмстимескнх
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву1 (22) Заявлено 03,03,75 (21) 2110853/22 03 (51) М. Кл. с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.06.78,Бюллетень М 22 (45) Дата опубликования описания 22.05.78
Е 21 B 33/03
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам нзаоретений и открытий (3) УД1(622,245.72 (088.8) Г. И. Коновалов и Р, М, Кулиев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОНТАНИРУЮЩЕЙ
СКВАЖИНОЙ.
Изобретение относится к области добычи нефти и газа, в частности к устройствам для управления фонтаннруюшими скважинами, Известно устройство для управления гидроприводами устьевого оборудования фонтанируюшей! скважины (1), содержашее подводный блок управления, команды с которого подаются на распределительный кла-пан, установленный на трубопроводе от гид-,р роаккумупятора к приводу управляемой задвижки. Аккумулятор заряжается продукцией скважины под давлением, при этом на линии питания аккумулятора расположен обратный клапан, препятствующий разрядке 15 аккумулятора в скважину в случае падения в ней давления.
Недостатком укаэанного устройства является невозможность зарядки аккумуляторов беэ остановки скважины, 20
Известно также устройство дпя управления фонтанируюшей скважиной @j, содержашее аккумуляторы высокого и низко . ro давлений, фильтры очистки продукции скважины, обратные и пилотные клапаны, 25 гидропривод элемента управления устьевым оборудованием.
Недостатком этого устройства является невозможность зарядки аккумулятора без остановки скважины.
Бель изобретения - повышение надежности работы устройства путем обеспечения автоматической перезарядки аккумупяторов без остановки скважины.
Бель достигается тем, что устройство снабжено установленными на выкидной линии двумя двукпозиционными штуцерами и датчиком давления, причем один штуцер связан с пилотным клапаном, соединенным с датчиком давления, а другой - с пилотным клапаном, подключенным параллельно гидроприводу элемента управления устьевым оборудованием. Кроме того, параллельно первому штуцеру в выкидную линию скважины подключен гидромотор, который связан с насосом, размешенным на линии, соединякшей аккумуляторы высокого и низкого давпений, На чертеже показан двукконтурный вариант выполнения энергоблока.
61097 6
Энергоблок состоят кз выкидной пинки 1; двух штуцеров 2 к 3, гкдромотора 4, фильтра 5, обра жого клапана 6, насоса 7, линий 8 к 9 высокого к низкого давлений,обратного клапана 30, аквумуляторов 11 и
12.высокого и низкого давлений, элемента
13 управления, пилотного клапана 14, линий управлении 15 и 16, пилотного клапане
17 к датчика 18, Система работает следующим образом. 10
По мере расходования рабочего агента ситемы as аккумулятора 11 давление в нем падает, а накаппкваемый отработанный рабочий агент в аккумуляторе. 12 поднимает .в нем давление. Настроенный на минималь- 15 но допустимый перепад давлений между аккумуляторами 11 к 12 пилотный клапан 14 подключает прквод штуцера 2 к аккумупято ру..11 к штуцер 2 оказывается в позиции
Штуцер . В. силу этого на участке выкид 20 ной линии 1 между штуцерамк 2 и 3 начинает падать давление и пилотный клапан 17 переключает штуцер 3 в положение Открыто . Таким образом, на участке выккдной пинии устанавливается давление, определяе» мое давлением в трапе, что гарантирует . непрерывность режима эксплуатации скважины
Возникающий на штуцере 2 перепад будет реализовываться прокачкой продукции скважины через фильтр 5 клапан 6 к гидромотор 4. Крутящий момент с вала гидромотора 4 передается вапу насоса 7, который перекачивает рабочий агент из аккумуиятора 12 через обратный клапан 10 в аккумулятор 11.
При достижении первоначальной равности давлений в акнумупяторах (P> Р = p), являющейся максимально допустимой величиной настройки пилотного клапана 14, поо%0 педний перекачает штуцер 2 в положение
Открыто, т. е. в нормальное. Переключение штуцера 2 в это положение обусловливает исчезновение перепада давлений меж43 ду отводами 19 и 20; значит гкдромотор
4 и насос 5 будут остановлены и, следовательно, процесс подразрядки завершается.
Вследствие переключ нкя штуцера 2 в положение "Открыто в линии 1 после этого штуцера начинает расти давление; прк достижении величины его, соответствующей настройке пилотного клапана 17, последний по команде датчика 18 переключает штуцер 3 в положенке Штуцер, т. е. в ксходное.
Формула изобретения
1. Устройство для управления фонтанщзующей скважиной, содержащее гидропривод элемента управления устьевым оборудованием, аккумуляторы высокого к низкого давлений, фкньтры очистки продукцкк скважины, обр@ьные. и пилотные клапаны, о т л и ч а ющ е е с s тем, что, с цепью повышенкя надежности работы устройства путем обеспеченка автоматической перезарядки ицсумупяторов без остановки скважины, устрой ство снабжено установценными на выкидной ляпни двумя двукпознционнымн штуцерамн к датчйком давиении, причем один штуцер связан с пилотным клапаном, соединенным с датчиком давления, а другой - с пилотным клапаном, подключенным параллельно гидроприводу эпемента управленкя устьевым обо рудованкем.
2, Устройство по и. 1, о т л и ч а 1ощ е е с я тем, что параллельно первому штуцеру в выкидную линню скважины под ключен гкдромотор, который связан с насосом, установленным на линии, соединяющей аккумуляторы высокого к низкого давле нкй.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1. Нефть и море. "Инженернефгяник, № 12, 1971, с. 40-41.
2. ° Патент США ¹ 36 13070, кл. 166-5, 1971.
610976
Составитель A. Симекаи
Редактор Н. Корченко Техред 3. Фанта Корректор Л. Небола
3 311ОГг7 Тираж 734 Подлисное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4