Способ балансировки двух роторов в сборе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Соцмалнстммескмх

Республик

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (!!) 611125 (6!) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено13.05.76 (21) 2359914/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15,06.78Бюллетень № 22

2 (51) М. Кл. 01 М 1/38

Государственный номнтет

Совета Инннстроа СССР

N делан нзобретеннй н аткрытнй (зЗ) УДК 620.1,,05: 531.24 (088.8) (45) Дата опубликования описания 18.05.78 (72) Авторы изобретения

B. И, Матвеев, B. А. Морозов, В. А. Пристром и В, Ф, Рубан

{7!) Заявитель

Институт горной механики и технической кибернетики им. N. М, Федорова (54) СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ДВУХ РОТОРОВ

B СБОРЕ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при ба лансировке двух роторов в, сборе, например при балансировке турбомуфт в сборе на месте эксплуатации.

Известен способ балансировки сборных роторов, заключающийся в том, что измеряют параметры векторов вибраций при начальной неуравновешенности, а затем дважды измеряют параметры векторов неуравновешенности, меняя относительное положение частей сборного ротора f1)

Недостатком способа является то, что способ требует неоднократных пусков и ос таиовок ротора с тем, чтобы одну часть ротора механически повернуть относительно другой части ротора на некоторый угол, чтс снижает производительность процесса.

Наиболее близким по технической сушности является способ балансировки двух роторов в сборе, заключатсепийся в том, что измеряют параметры векторов вибраций при начальной неуравновешенности каждого ротора с помощью сельсинной передачи, состоящей иэ сельсин-приемника, установлен2 ного на одном роторе, и магнесина, установленного на другом роторе и соединен» ного с сельснн-приемником, путем считыва ния сигнала с экрана осциллографа в мометЕт

„ совпадения сигналов с сельсин-приемника и с магнесина, затем HQ каждый ротор уетанавливают пробные грузы, аналогично измеряют параметры векторов вибрации от неуравновешенности с пробными грузами и по т(данным двух пусков графическим способом определяют параметры корректирукхцих гру.» зов f2)

Недостатком описанного способа балансировки является низкая производителе»иост% !

» процесса в связи с тем, что для его рсуществления в производственных условии необходима сложная специальная виброизме рительная аппаратура, требуюшая сложной наладки. оп Бель изобретения - повышение производительности балансировки.

Это достигается тем, что иа один из ро» торов наносят одну метку, а на другойдве диаметрально расположенные метки, а

2з параметры векторов вибрации начальной ете-т

611125 уравновешенности и неуравновешенности с . пробиыми грузами измеряют в момент соврадения еток на двух роторах.

На фиг. 1 изображена схема устройства: поясняющая предлагаемый способ; на фиг. 2секторная диаграмма для определения вели» чины корректирующих грузов и места их расположения.

На схеме показаны балансируемые роторы 1 и 2 в сборе, приводной двигатель

3, датчик 4 вибрации, соединенный с дви гателем 3, соединенные между собой измерительные приборы 5 и 6, выход прибора 5 связан со строболампой 7, а выход прибора 6 связан со строболампой 8. 15

В доступных для наблюдения местах не роторе 1 наносится одна метка 9, а на ро. тора 2 - две диаметрально расположенные метки 1Î и 11, отличающиеся между собой формой или цветом, У входа одного из 20 валов концентрично с ним укрепляется неподвижная шкала 12, а на торце вала приводного двигателя 3 наносится радиальная анютка для измерения фазы вибраций известным способом с. помощью строболампы 7. 25

Вибрация машины, возникающая при ее работе, преобразуется датчиком 4 вибрации в электрический сигнал„пропорциональный величине неуравновешенности, который подается на вход измерительного прибора 5 и 30

Далее на вход измерительного прибора 6, Способ осуществляют следующим способо г.

При работе машины с начальной неуравновешенностью прибором 5 измеряют ампли- 3s туду, а строболампой 7 — фазу вектора вибрации Д с в момент, когда метка 9 на роторе 1 совпадает с меткой 1Г) на роторе 2, Затем в момент совпадения метки на роторе 1 со второй меткой 11 проиэво» 40 дят измерение амплитуды и фазы вектора вибрации Д и . Наблюдение эа перемещением меток и моментом их совпадения пр изводят визуально с помощью строболампы 8.

В результате таких двух измерений век тор вибрации от неуравновешенности ротора

2, относительно которого производится измерение фазы вибрации, не изменяет своего направления, а вектор вибрации ротора 1 поворачивается на 180 . Следовательно, ОТре- 0 зок, соединяющий концы векторов Д и

Аои, является удвоенным значением вектора вибрации от начальной неуравновешенности ротора 1 - вектор Д, а вектор

Д,2, проведенный иэ центра диаграммы к середине отре ка, является вектором вибра ции от начальной неуравновешенности poTops 2. . После укрепления в произвольных местах

60 роторов 1 и 2 известных пробных грузов

M2 производится второй пуск машины и аналогичным образом измеряют векторы

1 I вибрации g и Д „. При атом отрезок, соеос

I В Г диняющий концы векторов Aîñè акоп ,ляется удвоенным значением вектора вибрации от паче ьной неуравновешенности ротора 1 и укрепленного на нем известного

t пробного груза М (векторы Д на фиг. 2)

I а вектор Д, проведенный из центра диаграммы к середине отрезка, представляет собой вектор вибрации от начал ной неуравновешенности ротора 2 и укрепленного на нем известного пробного груза М2

Полученный построением векторл2 2 а2 является вектором влияния от пробного груза Ng ., Следовательно, для уравновешивания ротора 2 следует на нем вместо пробного груза М2 под" углом d. g установить корректирующий груз 1 М . Направлен "Д 2 ние отсчета угла сС устанавливается сог» ласно известным правилам для стробоскопи ческого способа измерения фаз вибраций.

С целью удобства расчета корректирующего груза для ротора 1 осуществляется пацаллельный перенос векторов А " ос 2 иК -«А, -А2 в центр диаграммы. Тогда полученный построением вектор л+ = и -Д1представляет собой вектор влияния от яро& ного груза М . Следовательно, корректиру- (4 1 юший груз для ротора 1 равенд.р-1 М, который необходимо укрепить под у1лом А < относительно пробного груза 9< . Опреде-г ление вектора влияния Д можно также осу

4 ществить путем параллельного переноса в центр диаграммы векторов А =А „-A. цА,*

=А„„- А.

Указанный способ балансировки двух ро торов в сборе способствует повышению нро изводительности за счет возможности проведения балансировочных работ непосредственно на месте их установки, когда исследуемые колебания машин являются результатом одновременного действия двух центробежных сил неуравновешенных масс, принадлежащих двум различным роторам, и эа счет возможности использования широко распространенной балансировочной аппаратуры, в связи с чем минимальна затрата времени на подготовительные и на-. ладочные работы.

Формула изобретения

Способ балансировки двух роторов в сборе, заключающийся в том, что измеряют параметры векторов вибрации при начальной неуравновешенности каждого ротора, на каж

;дый ротор устанавливают пробные грузы, 611125 фиг. f измеряют параметры векторов вибраций от неуравновешенности с пробными грузами и определяют параметры корректируюших груэов,отличаюшийся тем,чу, с целью повышения производительности, на один иэ роторов наносят одну метку, на другой — две диаметрально расположенные метки, а параметры векторов вибрации начальной неуравновешенности и неуравновешенности с пробными грузами измеряют в момент сов- to .падения меток на двух роторах.

Источники информации, принятые во вни)ание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

N. 484424, кл. 6 01 М 1/24, 1971.

2. Матвеева B. И. и Пристрома В. A.

Методика динамическоя балансировки машин

c двумя одновременно вращаюшимися роторами. В сб. трудов ИТМТК, им. Федорова

Вопросы горной механики, % 16, М., Недра, 1965, с. 112-124.

611125 фаей

Составитель P. Гайнутдинова.

Редактор Г. Мозжечкова Текред Н Бабурка, Корректор M. немчик

Заказ 3147/35 Тираж 1112 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4