Способ изготовления короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 61124

Класс 2ld2, 20

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСКОМУ С

Я. К. Идельчик и И

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРОТКОЗАМКНУТОИ ОБМОТКИ

РОТОРА АСИ НХРО ННОГО ЭЛ ЕКТРОДВ И ГАТЕЛЯ

Заявлено 28 ноября 1940 г. за М 38954 в НКЭП

Предметом изобретения является способ изготовления короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя. Такая обмотка составлена из проводников разной удельной электропроводности.

Применяемый обычно для заливки роторов короткозамкнутых асинхронных электродвигателей алюминий является дефицитным металлом.

Применение же для изготовления обмотки роторов вторичного алюминия не дает положительных результатов, снижает к.п.д. двигателя, вследствие пониженной проводимости вторичного алюминия.

Описываемый способ изготовления короткозамкнутой обмотки отличается тем, что для экономии дефицитных металлов, лимитирующих производственный выпуск асинхронных двигателей, и для улучшения качества самих двигателей короткозамкнутые обмотки ротора изготовляются составляемыми комбинированно из проводников различных цветных немагнитных металлов, имеющих различную электропроводность и температуру плавления. Проводники из тугоплавкого металла высокой электропроводности (например, из меди), заложенные в пазы ротора, заливают легкоплавкими белыми металлами или сплавами, обладающими хорошей текучестью (например, алюминием), с целью образования составной монолитной обмотки.

Сочетание более тугоплавких и электропроводящих металлов с менее проводящими и более легкоплавкими металлами для комбинированной обмотки позволит с применением сравнительно несложной технологии создать технически более совершенные типы машин по сравнению с существующими.

Существующие короткозамкнутые типы асинхронных машин, изготовляются,в двух исполнениях:

1) медные стержни укладываются:в пазах, и лобовые части стержней соединяются кольцеобразно посредством сварки, образуя коротко. замкнутую обмотку;

2) обмотка ротора выполняется заливкой алюминием.

Первый способ, при прочих равных условиях, характеризуется более высоким к.п.д. за счет высокой проводимости меди. Но технологические процессы изготовления обмотки ротора в этом случае являются № 61124 весьма сложными и лимитируют производственный выпуск электрических машин.

Второй способ дает более низкий к.п.д. машины по сравнению с первым, но характеризуется простотой технологических процессов и высоким производственным выпуском машин.

Описываемый способ совмещает положительные качества существующих видов короткозамкнутых роторных обмоток и исключает их недостатки.

Закладывание в пазы ротора высокопроводного активного металла (например, меди) производится в целях увеличения к.п.д., а закалка легкоплавкими металлами или сплавами (алюминий, вторичный алюминий и т. п.) позволяет упростить технологический процесс изготовления обмотки. Кроме того, этот способ позволяет использовать для изготовления обмотки ротора без ущерба качеству любые отходы как медных, так и белых металлов.

Короткозамкнутая обмотка выполняется армированной посредством предварительного заполнения пазов высокопроизводным металлом в виде проволоки, прутков, сетки, свернутой из ленты, стружки, опилок и т. и. с последующей заливкой более плавкими металлами или сплавами.

При переходе легкоплавкого металла или сплава из жидкого в твордое состояние он схватывает заложенный в пазах токопроводный металл, служащий в качестве армировки, образуя монолитную массу, электрическая проводимость которой значительно выше, чем заливаемого металла, что приводит к увеличению к.п.д. машины.

Описываемый способ позволяет широко модифицировать конструкцию обмотки ротора. Так, например:

1) сердечник (армировка) может быть выполнен «обращенным» в виде полой вальцованной заготовки с продольным разрезом и с последующей заливкой ее легкоплавкими металлами или сплавами;

2) сердечник может быть выполнен в виде гофрировап ой, навинтованной и т. п. заготовки, которая снаружи и в выемках залита легкоплавким металлом или сплавом;

3) обмотка может быть выполнена известным сочетанием слоев ее по видимости таким образом, чтобы пусковой ток был минимальным при одновременном увеличении к.п.д. двигателя во время работы.

Форма исполнения сердечника не ограничивается указанными ею примерными принципиальными конструкциями.

При удачном конструктивном оформлении обмотки, выполняемой по предлагаемому способу, имеется возможность создать совершенно новые типы машин с высоким к.п.д.

Предмет изобретения

1. Способ изготовления короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного электродвигателя, составленной из проводников разной удельной электропроводности, от л и ч а ю шийся тем, что проводники из тугоплавкого металла высокой электропроводности (например, из меди), заложенные в пазах ротора, заливают в этих пазах легкоплавкими белыми металлами или сплавами, обладающими хорошей текучестью (например, алюминием), с целью образования составной монолитной обмотки.

2, Прием выполнения способа по п. 1, отличающийся т м, чlо для образования проводников из тугоплавкого металла применяют пружинящие заготовки, с целью удержания их в пазах ротора во время заливки за счет упругости самих заготовок. № 61124

Редактор А. Г. Новожилов Текред А. Л. Резник

Корректор В. Андрианова

Поди. к печ. 5/1 — 62 г

Зак. 3346/11

Формат бум. ТОР, 108 /ц

Тираж 220

ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д.

Объем 0,26 изд. л.

Цена 5 коп. открыл ий

2/6.

Типография, пр. Сапмнова, 2.

3. Прием выполнения способа по и. 1, отличающийся тем, что для образования проводников высокой электропроводности применяют опилки, стружки, свернутое металлическое плетение, заготовки в виде винтообразно или иным образом изогнутой проволоки любого профиля.

4. Прием выполнения способа по п. 2, отл и ч а ю lll, и и с я тем, что в качестве пружинящих проводников применяот трубки с аксиальным прорезом.