Устройство для имитации показаний температуры охлаждающих жидкостей двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

фас«««о»

" 6 òíî--,- .. н" сн

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сваюа Советски и в-оциаввистически к

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 110676 (21) 2371352/18-12 с присоединением заявки,% (23) Приоритет (43) Опубликовано 1506,78Бюллетень № 22 (45) Дата опубликования описания 250 78 и (51) М. Кл.

Ст 09 В 9/04

Ccc7iIcpcTccINi«ll аоавтвт

Соввта Мввввтров СССР с0 Ааааа ввобрвтвввб а открытой (53) УДК 681. 136. 54 (088,8) (72) Авторы изобретения

В.Э.Стрибежев, IO.A.Àðòåìüåâ и Д.A.Mo÷àëoâ (71) Заявитель (541 УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ ПОКАЭАНИЙ ТЕМПЕРАТУР6«

ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение касается тренажерной техники и может быть использовано в устройствах для тренировки водителей преимущественно наземных транспортных средств. 5

Известно устройство« содержащее измеритель логометрической системы, датчик-термосопротивление, помещенный в сосуды с маслом и водой

Недостатком этого устройства явля- lO ется низкая точность имитации обработки, так как показания измерителей не обрабатываются в зависимости от режима и нагрузки двигателя.

Наиболее близким техническим реше- l5 нием к данному изобретению является устройство для имитации показаний температуры охлаждающих жидкостей двигателя, .содержащее измерители термометров масла и воды и измерительную 20 схему с резисторами и потенциометрами (2).

Недостатками данного устройства являются невысокая точность обработки 25 показаний, поскольку в нем не учитывалось влияние режима и нагрузки двигателя .

Целью изобретения является повьыение точности обработки показаний и . 80 расщирение функциональных возможностей устройства.

Цель достигается тем, что предлагаемое устройство имеет блок эадатчиков, два канала формирования сигналов имитации изменения показаний температуры масла и воды, каждый из которых содержит последовательно соединенные формирователь сигнала и усилитель, при этом выход усилителя каждого канала соединен с измерителем термометра воды или масла соответственно, а входы формирователей сигналов подключены к блоку эадатчиков.

На чертеже схематически изображена принципиальная схема устройства.

Устройство содержит блок задатчиков 1, формирователь 2 сигнала отработки показаний температуры воды, формирователь 3 сигнала отработки показаний температуры масла, усилитель 4

re каналу отработки показаний воды и усилитель 5 по каналу отработки локаэаний масла, сопротивления 6 и 7, измеритель 8 термометра воды и измеритель 9 термометра масла.

Блок эадатчиков 1 выполнен в виде набора управляющих коммутирующих элементов 10-17 — потенциометр в, тумблеров, реле.

611245

Формирователь 2 сигнала отработки показаний температуры воды содержит потМциометра 18-24 и конденсатор 25, формирователь 3 имеет элементы 26-39.

Вход 10 подключен к средней точке

I потенциометра 10 блока задатчиков 1, ic помощью которого производится изменение показаний температуры воды с пульта управления, аналогичное изменение показаний температуры масла производится потенциометром 14 по входу 14 . Вход 17 подключен к тумблеру, l I обеспечивающему:управляющий сигнал в режиме обогрев двигателя зимой .

Вход 15 подключен к датчику 15, вклю1 ченному в момент запуска двигателя.

Общий вход 13 подключен к датчику 13 сигнала включенной передачи.

Вход 161 подключен к электронной модели двигателя 16 в.цепи схемы формирования сигнала тяговой силыВХ

Вход 11 подключен к концевому выключателю 11, обеспечивающему при замыкании, в момент установки жалюзей . двигателя в положение жалюзи открыты, управляющий сигнал по уменьшению показаний измерителей температуры масла и водыу вход 12 подключен к тумблеру 12, обеспечивающему подачу управляющего сигнала в режиме охлаждение двигателя . З)

Устройство содержит также источник

40 питания, нормально-замкнутые контакты 41-44, нормально-разомкнутые контакты 45-48.

Устройство работает следующим об- 36 разом.

В режиме установка температуры внешней среды с пульта управления управляющие сигналы поступают в устройство с потенциометров 10 и 14, 40 при этом сигнал +27 В или -27 В с потенциометра 10 через нормально-замкнутые контакты 41, 42 реле 39 и элементы 19, 24, 25 схемы формирователя 2 сигнала обработки показаний температу-45 ры воды поступает на вход усилителя

4, сигнал +27 В илн -27 В с потенциометра 14 через нормально-замкнутые контакты 43-44 реле 39 и элементы 27, 32, 33 схемы формирователя 3 сигнала температуры масла поступает на вход усилителя 5.

Если показания температуры внешней среды с пульта управления на измерителя установлены ниже 10-15, то пео ред -запуском двигателя необходимо про- извести прогрев двигателя .

В режиме прогрев двигателя в кабине тренажера включается тумблер

17 прогрев двигателя, при этом сигнал -27 В с тумблера 17 подается 60 через диод 36 на резистор 34 и в цепь питания реле 39 (эамыкаются нормально разомкнутые контакты реле), с резистора 34 сигнал поступает в схему фор(мирователя 2 сигнала температуры воды 66 (элементы 23, 24, 25) и в схему формирователя 3 сигнала отработки показаний температуры масла (элементы 31, 32, 33), при достижении требуемых показаний температуры масла и воды на измерителях 8, 9 тумблер 17 прогрев двигателя выключается, после чего двигатель готов к запуску. Если запуск двигателя произведен, то управляющий сигнал -27 В поступает с датчика 15 на элементы и цепи, которые формируют сигнал отработки показаний в режиме прогрев двигателя .

При достижении требуемых показаний температуры масла и воды двигатель может быть переключен в режим движения изделия. При этом одновременно с сигналами, поступающими с потенциометров 10, 14 датчика 15 на устройство подается сигнал текущего значения удельной силы тяги Ufg формируемый в электронной модели двигателя 16.

Сигнал Щ через резистор 35, инвертирующий усилитель 37, поступает в схему формирователя 2 сигнала отработки показанйй температуры воды (элементы 23, 24, 25) и в схему формирователя 3 сигнала отработки показаний температуры масла (элементы 31,32,33).

В зависимости от изменения текущего значения удельной силы тяги lJf y устройство обеспечивает соответствующие изменения показаний измерительной температуры масла и воды. При пере- . греве двигателя показания измерительной температуры масла и воды превышают предельные допустимые значения. для предотвращения выхода из строя двигателя необходимо произвести снижение температуры охлаждающих жидкостей. что достигается открытием жалюзей двигателя и переводом двигателя на режим пониженной передачи. При этом сигнал +27 В c ïîìîùüþ концевого переключателя ll додаВтся.в .схему формирователей 2 и 3 :оигйалов отработки показаний температуры воды и масла, в результате: показания плавно понижаются.

Если установка жалюзей в положение жалюзи открытЫ не обеспечивает необходимый режим охлаждения двигателя, то,необходимо перевести двигатель на режим пониженной передачи.

В режиме пониженной передачи одновременно с сигналом концевого переключателя ll в схему формирователей 2 и

3 устройства поступает увеличенный по величине сигнал †(0-27) В с датчика 13.

Если показания измерителей температуры масла и воды находятся в верхнем пределе, а двигатель необходимо останоВить, то для предотвращейия выброса охлаждающих жидкостей необходимо предварительно включить в кабине тумблер 12 охлаждение двигателя

611245

Формула изобретения

15!

1 ! !

Составитель Г.Соколова

Техред N.Áoðèñoâà Корректор С.Шекмар

Редактор В.Блохина

Тираж 537 Подписное

Заказ 3162/41 а Министров СССР

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/Д

Филиал ППП Патент, г. Ужгород", ул. Проектная, при включении которого в схемы форми- рователей 2 и 3 поступает сигнал. +278, что обеспечивает имитацию снижения показаний температуры масла и воды.

Применение устройства позволяет 5 приблизить процесс обучения к реальной обстановке, ускорить процесс обучения при лучшем качестве и обеспечении снижения количества ошибок, приводящих к авариям и поломкам при переходе к практическому вождению транспортных средств.

Устройство для имитации показаний температуры охлаждающих жидкостей двигателя, преимущественно в транспортных тренажерах, содержащее измерители термометров масла и воды и измерительную схему с резисторами и потенциометрами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности обработки показаний и расширения функциональных воэможностей, оно имеет блок задатчиков, два канала формирования сигналов имитации измерений показаний температуры масла и воды, каждый из которых содержит последовательно соединенные формирователь сигнала и усилитель, при этом выход усилителя каждого канала соединен с измерителем термометра воды или масла соответственно, а входы формирователей сигналов подключены к блоку задатчиков.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Зимин К. Б., Рымаренко А,. Г. Технические средства инТенсификации обучения вождению танков, иэ-во

ВАБТВ, 1970.

2. Журнал "Sanda% used TeCh Oi 1

Р 8, ФРГ, 1970, с. 383-.387.