Шпиндельный узел металлорежущего станка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Оп ИСАНИЕ 6117 6
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (г 1) допалиптел. яое к авт. свил-ву (22) 3аяллеяо03.0 1.77 (21) 24442 76/25-08 (51) М. Кл. с присоединение.а заявки Ке(23) Приорл re г
В 23 Б 25/0
Гооударотаенный комитет
Совета Ииннстроа СССР оо делам нзооретений и открытий (43) ()лубликог>ано25 06.78Люллетень _#_" 23 (53) УЪК
62 l. (45) Д,ата опубликования описания 22.05.78 (72) Авторы изобретения
В. Г. Федюхин, С. Б. Фраймович, Л. H. Цейтлин и А. К. Шимохин
Ордена Трудового Красного Знамени Вильнюсский станкостроительный завод "Жальгирис" и Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежуших станков (71) Заявители (54) ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ МЕТАЛЛОРЕЖУ1ЦЕГО
СТАНКА
Изобретение относится к станкостроению.
Известны конструкции шпиндельных узлов с адаптивным управлением с. двумя неподвижно сидящими на шпинделе шестернями, приводящими во вращение шпиндель в своем поддиапазоне скоростей, ступицы которых служат чувствительными элементами соответственно двух датчиков крутящего момента (1).
Данный узел усложнен двумя датчиками, тл а два чувствительных элемента на шпинделе снижают точность измерений крутящего момента. Кроме того, этот узел не может использоваться)когда одна из шестерен перемещается вдоль оси шпинделя при работе. еа
Цель изобретения - измерение крутящего момента в любом из поддиапазонов скоростей одним датчиком с помощью одного чувствительного элемента
Поставленная цель досгигается тем, что 20 шестерня одного иэ поддиапазонов скоростей посажена на тела качения окружного и продольного перемещения, размещенные в продольных пазах сепараторной втулки, и связана с неподвижной шестерней, непос- 25
2 редственно соединенной с датчиком, ступица которой является чувст.>ительным элементом, с помощью подвиж»ого в осевом калравлении соединения, например зубчатой муфTbl °
На чертеже изображен описываемый узел, в разрезе.
На шпинделе 1 установлены две привод ные шестерни 2, 3, входящие соответсгвен но в зацепление с шестернями 4 и 5, посаженными на валу 6. Шестерня 2 выполнена неподвижной с удлиненной сгупицей 7, жестко закрепленной с одного конца на конической части шпинделя.
Участок ступицы 7> между местом ее жесткого закрепления на шпинделе и зубчатым венцом шестерни 2 является чувствительным элементом датчика 8 крутящего момента. Шестерня 3 установлена на шпитеделе на телах 9 качения, размещенных впазах 10 сепараторной втулки 11 g имеет возможность осевого перемещения на тепах качения вдоль пазов этой втулки на величину переключения. Сепарагорная втулка выполняет также роль зажимной втулки для
611 725
О Z 1Z 3
1ÌÔ f 9 Ю
ЦНИИПИ Заказ 3351/13 Тираж 1263 Подписное
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 фиксации ступицы неподвижной ше<. терни Il÷ шпинделе. Приводные шесгл рни со-.ди н ны зубчатой муфтой 12, допускаюшсй o<п «ое перемещение на величину ход l при Ilерекпнчепци шестерни 3. Гайка 13 <-.пужит д я передачи зажимного усилия через сепа лгорную втулку на ropeH ступшп,t 7. Тепа 11 качения, пол ещенные между цгпипдепсм и шестерней 2, разгружают чувсгвиге)п,ный элемент от поперечных усипий, действую- 10 ших в передачах, и позвопяюг шестерне 2 поворачиваться огноситепьно шшгндепя 1 на угол закручивания ступицы под действием крутящего момента с л инимапьными по— терял и на трение.
При введении в зацеппение шестерни 1 с шестерней 2 кругяший л олк.нт передаегся с вала 6 через чувствиге1п,ный элемент (сгупицу 7) на шпиндель и регистрируется дагчикол 8. При введении в. зацеппение шесгер- о ни 3, перемешаюшейся на rennx 9 качения в осевом направлении, с шестерней 5 крутящий момент передается с вапа 6 через л уф.ту 12 на ступицу 7, далее на шпиндель и .егистрируется датчиком 8.
Измерение крутящего момента в обоих поддиапазонах скоростей одним датчиком упрощает конструкцию, поьышаег точность и надежность изл ерений, что обеспечивает попу ение бопыпого экономи еского эффекта эт применения адан гивной системы p ï(>é131(0ния.
Формупа изобретения
Шпиндепьный узел мегаппорежущего станка с «дапгивным управлением, содержаший две приводные шестерни, передаюшие врашение в своем поддиапазоне скоростей, причел первая из шес repen посажена на шпиндель
HeïoäDèæío при питии ступицы, выполненной в виде чувсгвигепьного элемента магнитоупругого датчика кру гяшего момента
1 .= l о т П и ч а ю r.ö и и с я тем, что, с целью измерения крутящего момента в любом из поддиапазонов скоростей одним датчиком и с помощью одного чувсгвигепьного эпеменга> устройство снабжено усгановпенной на шшшдепе втупкой с продопьными пазами, в которых размешены .тела качения, причел вторая шестерня посажена на тела качения и связана с неподвижной шестерней посредством подвижной в осевом направлении зубчатой муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Адаптивное управление метаплорежудими станками, НИИМАШ, М., 1973, с.108,