Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.Оее ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ и АВТОРСКОМУ СВЙДИТВДЬСТВУ (61} Дополнительное к авт. свид-ву

Союз Советских

Социалистических республик (} 348 (Щ Заявлено 19 11.75 (21}2190298/24-0? (53) М. Кл.

Н 02 К 3/28 с присоединением заявки ¹ (23} Приоритет

Геефаротеенный кометет

Совете Мнннотроа СССР ео делам нзооретеннЯ н еткрепнЯ (53) УДК 621.3945, 1 3(088®) Ф@) © убликовано 28.0В.?83толлетеиь № 23 (45} Дата опубликования описания ОВ.06. «Ь.

-c

{72) Авторы изобретения

Т

Та Не Бюловау Ле Ав Дроеецовау Ае Те Звщювр Га Йюфин и 1 М Хугорецкий

1т "° ° (71) Заявитель (54) ДВУХСЛОЙНАЯ СТЕРЖНЕВАЯ OBN0TKA СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ.Изобретение относится к области электро- машиностроения и касается стержневых обмоток статоров электрических машин переменного тока. Изобретение предназначено для использования йреимущественно в турбогенераторах. с беспазовым сердечником статора, т. е. с размещенйем обмотки в воздушном зазоре.

Извесгны двухслойные обмотки статора электрических машин, содержащие стержни с лобовымн частями, изогнутыми в.тангенциальном направлении. При этом угол отгиба лобовых..частей зависит от расстояния между тержнями по шагу обмотки, а.расстояние между стержнями определяется величиной допустимой индукции зубцов железа в зубцовой зоне .обмотки статора.

Известны также двухслойные стержневые обмотки статора, например, беспазового исполнения. В этой обмотке расстояние между стержнями определяется из механических условий крепления стержней обмотки н выбора сечения охлаждающих каналов системы охлаждения и оно меньше, чем в обмотке при пазовом исполнении.. Уменьшение расстояния между стержнями обмотки. ведет к увеличению длины лобовых частей.

Целью изобретения является укороченне вылета лобовых частей обмотки и сокращение габаритов машины.

Это дос. игается тем, что лобовые части стерв жней расположены в четыре кольцевых слоя с шагом по обмотке, равным четному и нечетном числу шагов по рядам стержней. случае шага по обмотке, равного четному числу шагов по рядам стержней, лобовые части нечетных рядов размещены в двух виут1Е ренних слоях, лобовые части стержней четных рчдов — в двух внешних слоях относительно оси машины.

В случае шага по обмотке, равного нечетному числу maros по рядам стержней, стержни .

15 внутреннего слоя активной зоны размещены в лобовой части также в двух внутренних слоях н стержни внешнего слоя активной эоны размещены в двух внешних слоях лобовой части относительно указанной оси.

Размещение лобовой части стержней в четырех кольцевых слоях позволяет уменьшить вылет лобовых частей эа счет увеличения шага по пазам между рядамн стержней.

На фиг. 1 показана электрическая схема соединения предлагаемой двухслойной;обмотрд as в. случае четного числа шагов по рядам

612348 стержней; иа фиг. 2 — то же, при нечетном числе шагов по рядам стержней; на фиг. 3— лобовая часть предлагаемой обмотки в аксиальном сечении при нечетном числе шагов; .на фиг. 4 — то же, при четном.

Обмотка статора состоит нз стержней внешнего и внутреннего 2 слоев активной зоны и лобовой части, в которой указанные стержни расположены в четыре кольцевых слоя 3 — 6.

В электрическом сОединении предлагаемой обмотки (фиг. 1 и 2) стержни внешнего слоя 1 изображены сплошными линиями, а стержни внутреннего слоя 2 — пунктирными.

В случае шага по обмотке, равного четному числу шагов по рядам стержней (фиг. и 4), стержни нечетных рядов внешнего 1. и внутреннего 2 слоев активной зоны размещены в лобовой части в.двух внутренних кольце: вых слоях 3 и 4, а стержни четных рядов внешнего 1 и внутреннего 2 слоев активной зоны— в двух внешних кольцевых слоях 5 и 6 лобовой части относительно осн машины.

В случае шага по обмотке, равного нечетному числу шагов по рядам стержней (фиг. 2 и 3), стержни в активной зоне расположены также в два слоя, внешний 1 и внутренний 2, и в лобовой части также в четыре кольцевых слоя 3; 4, 5 и 6, Но при этом стержни внешнего 1: слоя активной зоны размещены в двух внешних кольцевых слоях 5 и 6, а стержни внутреннего 2 слоя активной зоны — вдвухвнутренних.кольцевых слоях 3 и 4 лобовой части относительно указанной оси.

Выполнение лобовой части обмотки электрических машин, например, при беспазовом ис5 полнении в четыре кольцевых слоя позволяет уменьшить вылет лобовых частей приблизительно на 20 — 30%.

Формула изобретения

l. Двухслойная стержневая обмотка стаюра электрической машины, например, турбогенератора, отличи,ощаяся тем, что, е целью со-, кращения габаритов, лобовые части стержней . расположены в четыре кольцевых слоя.

2. Обмотка по п. !, отличающаяся тем, что, при шаге по обмотке, равном четному числу шагов по рядам стержней, лобовые части неЗ1 четных рядов размещены в двух внутренних слоях, лобовые части стержней четных рядов— в двух внешних слоях относительно осн машины.

3. Обмотка по и. 1, отличающаяся тем, что при шаге по обмотке, равном нечетному числу шагов по рядам стержней, лобовые части стержней внутреннего слоя активной зоны размещены в двух внутренних слоях и лобовые части стержней внешнего слоя — в двух внешних слоях относительно оси машины.

6!2348

КНИИПИ Государстиеиното комитета Сонета Министров СССР но денни изобретении н откр тки

I )3035, Мосина, Ж-ÇS, Рвуаскан наб., д. 4/5 фацма ЯЗЩ «Ддафюфр Мищу94 3L Я9йИтидй а

Редактор Л; Народник

Заказ 3473/49

Сюстааитедь 3. Горнии

Текред 0 Лутоааи Корректор И. foKcll

Тнралс892 Поднисное