Устройство для регулирования сериесного электродвигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсини
Соцналнстимескни
Республнн (11) 612371 (61} Дополнительное к авт. свнд-ву (>2) ЗаявленоО 1.06.76 (21) 2366642/24 07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43} Опубликовано 25.06.78рюллетень № 23 (45} Дата опубликования описания 3>.05,78
i (51) М. Кл.
Н 02 Р 5/06, В 6047/16
1 ванда Рствеиный ивмитет
Свввтв Мнинетрвв СССР вв делам изобретений и втнритий (5З) УД1 621.316. .7 18.5(088.8) (72) Авторы изобретении
Э. И. Бегегоин, В. И. Пинский, А. К. Рябчевский и P. Я. Сулейманов
Управюнне Прибалтийской ордена Октябрьской Революпнн железной дороги (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ЮЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕРИЕСНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к системам им.— пульсного регулировании электродвигателей последовательного возбуждения н может быть использовано, например на электроподвижном составе постоянного тока для совмещенного регулирования тяговых злекч родвигате лей.
Известно устройство для импульсного управления электродвигателем постоянного тока, содержащее включенные последователь но тиристор, тиристорный прерыватель и тяговый электродвигатель, обмотки якоря и возбуждения которого поотдельности шун.тированы обратными диодами (1). С помощью последовательного тиристора, встречно-парал дельно которому вклточен диод, проводящий в тормозном режиме рекуперируемый ток, прерывате пь обеспе павает расширенный диат назон регулирования выходного напряжения.
Недостатком известного устройства:является отсутствие возможности ослабления
rroas электродвигателя в режиме пуска.
Известно также устройство для рет лирования возбуждения сериесного энекптодви гателя, в котором при пуске для уменьщения перенапряжений на тиристорном прерывателе нараплельно первому дополнительному диоду, включенному со стороны обмоток возбуждения ив-птунт трованному вместе
В с ними резисирром поля, включен конденсатор, а для повышения надежности последовательно с резистором поля включен второй. дополнительный диод 2 .
Недостаток этого известного устройства
16 заключается в том, что в случае повреждения изоляпии электродвигателя в высокопотенциальной точке со стороны прерывателя на пряжение на якорях, развиваемое под дей-ствием остаточиогт магнитного йотока, при
:l5 высоких скоростях вращения может вызвать пробой второго дополнительного диода, ведущий K короткому эамыканито обмоток яко. рей, Gemü предложения - уменьшение пере
Ю напрявкений на эюментак устройства.
Это достигается тем, чво в устройстве ,для регулирсванця сериесного эиектродви
:гателя постоянного тока, содержащем ти ристорный преръитатель, эюктродвигатепь с обмоткой возбуждения, шунтироваиный
4 йодводимого к электродвигателю, и вепичины тока в его обмотке возбуждения, при котором глубина ослабления пола увеличивается с ростом коэффициента заполнения пверыватепя 4. Уменьшение тока в обмотке возбуждения 2 по сравнению с величиной тока якорной обмотки 1 происходит только в момент открытого состояния прерыватепя
4, когда ток в обмотке якоря увепичиваеч ся а в обмотке возбуждения иэ-за наличия низиоомного шунтируюшего резистора 9 уменьшается. После эапирания прерыватепя 4 и последовательного тиристора 5 якорный ток,, замыкаясь через обратный диод 3, из шунтирующей цепи вновь вытесняется в обмотку возбуждения 2, в результате чего токи в обеих обмотках электродвигателя выравниваются
26 В режиме электрического торможения при недопустимом увеличении напряжения возннжаккцем например;в случае отсутствия потребителей рекуперируемой энергии, тиристор 6 и резисторы 7, 8 обеспечивают
И замещение рвкуперативного торможения реэис торным.
Наличие диода. 12, подключающего часть тормозного резистора 8 к источнику пита ния, не только создает цепь дла снятия пе ренапряжений возникающих на элементах схемы в момент запирания прерыватепа 4 при совмещенном регулировании электро двигателя, но и обеспечивает в случае про боя изоляции со стороны прерывателя 4 при появлении аварийного генераторного тока, замыкакецегося по цепи 1 1-еемля -12»
8 2 1, изменение направления тока s обмотке возбуждения 2. Изменение же направления тока в обмотке возбуждения спо4 собствует размагничиванию электродвигате-, ля, à это в свою очередь\(снимает аварий- ный режим.
Предложенное устройство (см. фиг. 2) . создает при замкнутых контактах контактора 11 gent для снятия перенапряжений непосредственно у источника их возникновения, linn этого анод диода 12 соединен с отрицатепьной шиной источника питания через Ю резистор поля 9 и блокируимций диод 10.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет в режиме пуска с совмещенным регулированием напряжения и возбуждении электродвигателя испольэовать часть тормоз ного резистора для уменьшения возникакицего на элементах устройства амплитудного напряжения, а, кроме того, при электра и. оких пробоях в нем создается цепь, которая обеспечивает изменение направления тока
1 в обмотке возбуждения и размагничивание эпектродвигателя.
61237
Э обратным диодом и цЬпью иэ тормозного резистора и тиристора /и последовательный тиристор, а также последовательную цепь иэ блокнруйхцего диода, резистора попа и контакта контактора, шунтируюшую посвэ довательиый тиристор и обмотку возбуждения двигателя, тормозной резистор выполнен из двух частей, общая точка которых соединена с катодом дополнительного диода, анод которого подкео юн к. отрицательной шине источника питания
Кроме того, в устройстве между анодом указанного диода п отрицательной шиной источника питания включены резистор поля п блокирукиаий диод. 15
На фиг. 1 показана принципиальная эпек рическая схема устройства, на фиг. 2 - то же, вариант выполнения.
Якорь 1 и обмотка возбуждения 2 сериео» ного электродвигателя шунтированы общим обратным диодом 3 и подключены к источнику питания через тиристорный прерыватель 4 и последовательный тиристор 5.
Параллельно обратному диоду 3 вкшочен тормозной тиристор 6 и тормозные резисторы
7, 8. Резистор 9 поля и блокирующий диод
10 включены через контактор 11 параллель но обмотке возбуждения 2 и последовательному тиристору 5. Дополнительный диод 12 подключает часть тормозного резистора 8 параллельно последовательному тиристору 5
Устройство работает следуккпим образом, Пуск электродвигателя начинается при разомкнутом коитакторе 11. Напряжение, подводимое к электродвигателю, в основном регулируется с помощью тиристорного прерывателя 4 изменением отношения времени
его открытого состояния к времени рабочего цикла, определяемого частотой регулирования. Последовательный тиристор 5 позволяет при постоянной рабочей частоте расширить диапазон регулирования выходного напряжения прерыватепя. Смещая момент от. пирания тиристора 5 с конца рабочего цикла к его началу,;напряжение, подводимое к электродвигателю, можно регулировать, В момент открытого состояния прерывателя 4 и тиристора 5 тяговый ток, нарастая, роходит по цепи: плюс источника -4-12-5-, минус источника. В момент закрытого сос тояния прерывателя 4 запирается и последовательный тиристор 5, а тжовый ток, поддерживаемый энергией, накопленной в индуктивности обмоток электродвигателя, убывая, замыкается через обратный диод 3, Когда контактор 11 разомкнут, ток s об» мотке якоря 1 равен току в обмотке возбуждения 2, При включении контактора 11 начинаеь са совмещенное регулирование нацряжения
Формула изобретения
1. Устройство дпя регупирования сериео кого электродвигателя постоянного тока, со двржажее тиристорный прерыватец, электро двигатель с обмоткой возбуждения, шунтированный,обратным диоюм, и цепью из тормозного резистора и тиристора,и посев
33оватепьный тиристор, а также последовательную цепь из блокирукицего диода, резистора поля и контакта контактора, шунтирукипую последовательный тнристор и обмотку воэбужлэния двигателя, о т л и ч а щ е е с я тем, что, с целью уменьшения перенапряжений на элементах устройства, тормозной резистор выполнен иэ двух mo тей, общая точка которых соединена,с като
612371
d дом дополнительного диода, анод которого подключен к отрипатепьной шине источника питания, 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а юm е е с я тем, что между анодом указанного диода и отрицатепьной шиной источника питания включены резистор поля и блокирую щий диод.
36
Источники информации, принятые во внн мание при экспертизе: ю 1. Авторское свидетельство СССР
34461476, кп. Н 02 P 3/14, 12.06.72.
2. Авторское свидетещьство СССР
i@413593, ка. Н 02 P 5/06, 10.06.72.
Фмв.1 Ьв.8
Составитель B. Самохин
Редактор H. Разумова Техред А. АлатыревКорректор С. Ямалова
Заказ 3474/50 Тираж 892 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР цо делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г . Ужгород, уп. Проектная, 4