Рабочее оборудование одноковшового экскаватора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И C А Н И Е и11 613016

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сгид-ву (22) Заявлено 29.09.75 (21) 2176932/29-03 (51) М. Кл.- Е 02F 3/30 с присоединением заявки №

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 30.06.78. Бюллетень М 24 (45) Дата опубликования описания 13.06.78 (53) УДК 621.879.34 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Баловнев, Л. А. Хмара и А, Б. Ермилов (71) Заявители

Московский автомобильно-дорожный институт и Днепропетровский инженерно-строительный институт (54) РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОДНОКОВШОВОГО

ЭКСКАВАТОРА

ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области землеройных машин типа одноковшовых экскаваторов, широко применяемых в строительстве, и направлено на повышение производительности экскаваторов.

Известны различные устройства типа пневмомолотов или пневмомолотков, которые монтируются на ковше экскаватора для принудительного возвратно-поступательного перемещения зубьев ковша, жестко связанных с поршнями молотов, с целью активации процесса копания прочных и мерзлых грунтов (11.

Однако такое устройство, существенно сни>кающее усилие копания грунта ковшом экскаватора, не обеспечивает снижение налипания или примерзания грунта к ковшу, а также практически бесполезно при работе на влажных супесях и суглинках, пластичных глинах и других грунтах. В то же время при работе на указанных грунтах экскаваторов традиционного типа имеют место частые поломки зубьев ковша при встрече с каменистыми и другими твердыми включениями.

Известно также рабочее оборудование одноковшового экскаватора, включающее стрелу, рукоять, ковш с зубьями и гибкие шланги, соединенные с жидкостным резервуаром (21.

Недостатками прототипа являются необходимость установки ковша перед нанесением слоя смазки при каждом цикле копания точно под форсункой. что требует дополнительных затрат времени и повышает утомляемостьoIIeратора; неравномерность нанесения смазки на внутреннюю поверхность ковша вследствие неоднородного распыления струи жидкости особенно при наличии ветра; необходимость установки на экскаваторе дополнительного устройства для дистанционного . включения подачи жидкости к форсунке в момент установ1О кп под пей ковша; низкое качество смазки вследствие попадания жидкости на фрагменты грунта, оставшиеся внутри ковша, при этом происходит наслоение налипшего или примерзшего грунта; и тому подобные причи15 ны, затрудняющие или делающие невозможной работу известного устройства.

Целью изобретения является повышение производительности экскаватора, увеличение надежности его рабочего оборудования и пре2р дотвращеппе налппания и прнмерзання грунта к внутренней поверхности ковша.

Поставленная цель достигается тем, что ковш выполнен с полостью в днище, закрытой микропористой пластиной, а зубья ковша оснащены подпру>кпненными поршнями, при этом полости под поршнем соединены посредством нормально закрытого обратного клапана с полостью в днище ковша и посредством норма II по открытого клапана с жпдкостЗр пым резервуаром.

613016

На фиг. 1 схематично показан одноковшовый экскаватор с рабочим оборудованием (обратная лопата), общий вид; на фиг. 2— ковш экскаватора в разрезе.

Рабочее оборудование одноковшового экскаватора состоит из стрелы 1, на которой смонтирована рукоять 2. К последней в свою очередь прикреплен ковш 3, соединенный гибким шлангом 4 с резервуаром 5, наполненным рабочей жидкостью и установленным на поворотной платформе 6 экскаватора.

Ковш 3 экскаватора состоит из наружной стенки 7 и внутренней стенки 8, выполненной из микропористого материала. В передней части ковша 3 установлены подвижные зубья 9, жестко соединенные с поршнями 10, установленными в цилиндрах 11. Напорная полость цилиндра 11 соединена с полостью 12 ковша.

В напорной полости цилиндра 11 установлена возвратная цилиндрическая пружина 13 зуба.

Между напорной полостью цилиндра 11 и полостью 12 ковша установлен нормально закрытый обратный клапан 14 с пружиной 15, который предохраняет от утечки рабочей жидкости из резервуара (бака) 5 B момент выполнения операций, не связанных с копанием грунта. На входе гибкого шланга 4 в напорную полость цилиндра 11 установлен нормально открытый обратный клапан 16 с пружиной 17, предохраняющий возврат рабочей жидкости в бак 5 при отходе поршня 10 в момент копания грунта.

Предлагаемое рабочее оборудование одноковшового экскаватора работает следующим образом.

При копании грунта происходит контактирование зуба 9 со средой, что вызывает отход зуба 9 (см. фиг. 2) вместе с поршнем 10 вправо, в сторону сжатия пружины 13, Из напорной полости цилиндра 11 рабочая жидкость под давлением поршня 10 открывает клапан 14 и поступает в полость 12 ковша по направлению стрелок Л. Далее жидкость -герез микропористую внутреннюю стенку 8 поступает на границу раздела двух фаз: грунт— металл. При этом осуществляется смазка внутренней поврхности ковша 3, контактирующей со средой, снижается коэффициент трения грунта по металлу и ликвидируется залипание грунтом или примерзание грунта к внутренней поверхности ковша 3. При движении поршня 10 вправо клапан 16 закрывается, что обеспечивает предохранение возврата жидкости в бак 5. После заполнения ковша зуб 9 и поршень 10 возвращаются в исходное положение; клапан 14 закрывается, клапан 16 открывается. При осуществлении подъема ковша 3, повороте платформы 6 на выгрузку или в забой рабочая жидкость из бака 5 самотеком поступает по шлангу 4 в полость цилиндра 11. Клапан 16 открывается под действием давления жидкости, поступающей из бака 5, расположенного выше ковша 3.

Применение предлагаемого оборудования обеспечивает повышение эффективности жидкостной смазки, подаваемой непосредственно через отверстия в днище ковша, отсутствие потерь жидкости на распыление и выветривание, отсутствие насосной установки, увеличение коэффициента разгрузки ковша при работе на влажных и липких грунтах и при работе в зимнее время, что может обеспечить повышение производительности экскаватора.

Дополнительный эффект заключается в демпфировании ударных нагрузок, возникающих при столкновении зубьев ковша с твердыми включениями в грунте, что предохраняет рабочее оборудование экскаватора от разрушения и увеличивает надежность.

Формула изобретения

Рабочее оборудование одноковшового экскаватора, включающее стрелу, рукоять, ковш с зубьями и гибкие шланги, соединенные с жидкостным резервуаром, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности экскаватора и предотвращения налипания и примерзания грунта к внутренней поверхности ковша, ковш выполнен с полостью в днище, закрытой микропористой пластиной, а зубья ковша оснащены подпружиненными поршнями, при этом полости под поршнем соединены посредством нормально закрытого обратного клапана с полостью в днище ковша и посредством нормально открытого клапана с жидкостным резервуаром.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР N 340745, кл. E 025 3/40, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 367260, кл. E 02F 3/40, 1973.