Датчик предельных оборотов турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1») 613I32

Союа Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.09.76 (21) 2406746/24-06 с присоединением заявки № (51) М. Кл.- "F 01Р 21/02

G 01Р 3/16

ГосУдаРственный камите> (23) Приоритет

Совета Министров СССР об етеннй- (43) Опубликовано 30.06.78. Бюллетень № 24 по делам изобретений (53) УДК 621.438-585.7 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 26.06.78 (72) Авторы изобретения

Ю. В. Беляев, И. Ф. Вайнбаум и А. С. Рыжкин (71) Заявитель (54) ДАТЧИК ПРЕДЕЛЪНЫХ ОБОРОТОВ

ТУР БОМАШ И Н Ы

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к датчикам предельных оборотов тур бомашины авиационного агрегата.

Известны датчики предельных оборотов турбомашины, содержащие чувствительный элемент, установленный в полом валу турбины, и установленный на корпусе исполнительный механизм. При превышении допустимых оборотов чувствительный элемент воздействует на исполнительный механизм, который выключает из работы турбомашину (1)

Однако такие датчики предельных оборотов имеюг большие габариты и вес, в связи с IcM невозможно Нх применение в авиационных агрегатах.

Известны также датчики предельных оборотов турбомашины, преимущественно авиационного агрегата, содержащие корпус с размещенными в нем исполнительным механизмом и толкателем, имеющим уплотнение, и чувствительный элемент. Уплотнение выполнено в виде кольца, охватывающего цилиндрическую часть толкателя (2).

Этот датчик является ближайшим техническим решением к изобретению по технической сушности и достигаемому результату.

Однако такие датчики вследствие повышенного трения на толкателе, изменяющегося в течение эксплуатации, не обеспечивают стабильности срабатывания и возможности проверки исполнительного механизма без разборки.

Цель изобретения — повышение точности срабатывания.

Поставленная цель достигается тем, что в корпусе выполнена плоская седельная поверхность и в нем дополнительно установ10 лена пластннчатая пружина, а толкатель снаб>кен головкой н уплотнение расположено на ее ш>жнем торце в контакте с плоской седельной поверхностью, причем силовой конец пружины размещен между головкой толкате15 ля и исполнительным механизмом.

Кроме того, в корпусе под силовым концом пружины установлен поворотный эксцентрик, а снаружи корпуса выполнен рычаг, связанный с эксцентриком, 20 На фиг. 1 изображен предлагаемый датчик, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фи .

1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 2.

Датчик содержит чувствительный элемент, выполненный в виде двух центробежных гру25 зиков 1, установленных на оси 2 в валике 3, размещенном на двух подшипниках 4 и 5.

Валик 3 при помощи конической шестерни 6 кинематически связан с валом турбомашины (на чертежах не изображен) авиационного

3о агрегата. Пятки грузиков 1 опираются на то613132

20

50 рец штока 7, нагруженного пружиной 8. Подшипники 4 и 5 установлены во втулке 9, соединенной с корпусом 10, в котором установлен на кронштейне 11 исполнительный механизм в виде микровыключателя 12. Между штоком 7 и микровыключателем 12 установлен толкатель 13, снабженный грибообразной головкой 14, на нижнем торце которой закреплено кольцевое уплотнение 15, которое контактирует с плоской седельной поверхностью 16, выполненной на корпусе 10. В корпусе 10 установлена пластинчатая пружина

17, силовой конец которой размещен между головкой 14 толкателя 13 и кнопкой 18 микровыключателя 12. Клеммы микровыключателя 12 связаны проводами 19 и 20 со штепсельным разъемом 21.

В корпусе 10 под силовым концом пружины 17 установлен поворотный эксцентрик

22, связанный с размещенным снаружи корпуса 10 рычагом 23 (см. фиг. 3), зафиксированный пружиной 24 на упоре 25.

Работает датчик следующим образом.

Когда турбомашина работает в диапазоне рабочих оборотов, грузики 1 сомкнуты и шток

7 пс касается толкателя 13, который под действием пружины 17 находится в крайнем нижнем поло>кении, так что уплотнение 15 плотно прижато к седсльной поверхности 16, в рсзультате чего полость корпуса 10, где размещен микровыключатель 12, герметична от масляной полости турбомашины, в которой вращаются грузики 1.

При увеличении оборотов турбомашины выше допустимых грузики 1 расходятся, воздействуя на шток 7, который, преодолевая сопротивление пружины 8, перемещается вверх. При этом после выборки зазора шток

7 перемещает толкатель 13, который своей головкой 14 через пружину 17 воздействует на кнопку 18 микровыключателя 12 до его срабатывания. В результате этого при помощи аварийной системы (на чертежах не изобра>кена) подача рабочего тела к турбомашине прекращается, выключая ее из работы.

Так как уплотнение 15 установлено на ни>кием торце головки 14, то при движении толкателя

13 вверх трение невелико, вследствие чего обеспечивается срабатывание датчика на заданных предельных оборотах. При этом сила трения в процессе эксплуатации турбомашины практически не изменяется.

Пластинчатая пружина 17, поджимая уплотнение 15 к седельной поверхности 16, увеличивает надежность герметизации полости корпуса 10.

Для проверки исправности аварийной системы при неработающей турбомашине рычаг 23 вручную перемещается в крайнее левое положение до упора 26. При этом эксцентрик 22 поднимает силовой конец пластинчатой пружины 17, которая перемещает кнопку 18 микровыключателя 12 до его срабатывания.

Таким образом, такое выполнение датчика предельных оборотов турбомашины, вследствие стабильности трения на толкателе, повышает точность его срабатывания, а наличие постоянного прижатия уплотнения к седельной поверхности обеспечивает надежную герметичность полости, где находится микровыключатель.

Формула изобретения

1. Датчик предельных оборотов турбомашины, преимущественно авиационного агрегата, содержащий корпус с размещенными в нем исполнительным механизмом и толкателем, имеющим уплотненис, и чувствительный элемент, отли чающийся тем, что, с це- лью повышения точности срабатывания, в корпусе выполнена плоская седельная поверхность и в нем дополнительно установлена пластинчатая пружина, а толкатель снабжен головкой и уплотнение расположено на ее нижнем торце в контакте с плоской седельной поверхностью, причем силовой конец пружины размещен между головкой толкателя и исполнительным механизмом.

2. Датчик по п. 1, о т л и ч а ю щ ий ся тем, что в корпусе под силовым концом пружины установлен поворотный эксцентрик, а снаружи корпуса выполнен рычаг, связанный с эксцентриком.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кириллов И. И. Лвтоматическое регулирование паровых и газовых турбин, М., «Машгиз», 1961, с. 106 — 109, фиг. 79, 81.

2. Инструкция по эксплуатации турбовентиляторного двигателя НК-8-4. Часть II, М., «Машгиз», 1971, с. 75.