Ротационная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
,",„ „, „,";, „",,,",",„ IO П И С А Н И Е (11) 6!3!37
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.05.76 (21) 2354938/25-06 (51) М. Кл F 04C 1/00 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
Совета МинистРов СССР (43) Опубликовано 30.06.78. Б:олле тень ¹ 24 i (53) УДК 621.664(088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 08.06.78 (72) Автор изобретения
А. С. Булыгин (71) Заявитель (54) РОТАЦИОННАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области гидромашиностроения, а именно к ротационным машинам, которые могут быть использованы в качестве гидропривода машин и механизмов, а также для перекачивания жидкостей.
Известна ротационная машина, содержащая корпус, в котором размещены два ротора с лопастями, связанные между собой синхронизирующими шестернями с одинаковым числом зубьев (11.
Недостатком этой машины является большой зазор между лопастями в зоне их сопряжения, наличие которого приводит к значительному перетеканию жидкости и снижению объемного КПД. Этот зазор предотвращает соударение лопастей и его величина определяется как сумма бокового зазора между зубьями синхронизирующих шестерен с учетом их допустимого износа и радиального зазора в подшипниках роторов. Так как на долю сопряжения лопастей по их боковым сторонам приходится более /в оборота роторов, а за время полного оборота двухлоиастпых роторов происходит четыре таких сопряжения, то значительную часть суммарного времени работы гидромашина будет иметь пониженный объемный КПД.
Цель изобретения — повышение объемного
КПД машины.
Это достигается тем, что на боковых сторонах лопастей выполнены выступы в виде цилиндрических участков, концентричных цилиндрическим поверхностям роторов, а боко5 вые стороны лопастей выполнены в виде вогнутой цилиндрической поверхности между выступом и ротором и выпуклой цилиндрической поверхности между выступом и периферийной частью лопасти, при этом величина
1О радиуса выпуклой и вогнутой цилиндрических поверхностей боковои стороны лопасти равна половине высоты лопасти.
11а чертеже схематически изооражена ротационная машина, поперечный разрез.
Ь корпусе 1 установлены роторы 2 с лопастями, на боковых сторонах которых выполнены выступы в виде цилиндрических участков 4, концентричных цилиндрическим поверхностям 5 роторов 2. Боковые стороны лопастей 3 выполнены в виде вогнутой цилиндрической поверхности 6 между выступом и цилиндрическои поверхностью 5 ротора 2 и выпуклой цилиндрической поверхности 7 выступом и периферийнои частью 8 лопасти 3, при этом величина радиусов поверхностей 6 и I равна половине высоты лопасти. Машина снабжена двумя синхронизирующими шестернями с равным числом зубьев, установленными в отдельном отсеке
ЗО корпуса на валах роторов.
613137
Формула изобретения
Составитель И. Зуев
Техрсд A. Камьппникова Корректор Т. Добровольская. сдактор Н. Богатова
Заказ !144/14 Изд. М 503 Тираж 841
НПО Государственного когиитста Совета Министров СССР по дслагп изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Ротационная машина работает следующим образом.
При вращении роторов за один оборот поочередно повторяются два вида сопряжений.
Сопряжение периферийных частей 8 лопастей
3 с цилиндрическими поверхностями 5 роторов 2 происходит с радиальным зазором, определяемым только зазором в подшипниках и при этом перетекание жидкости незначительно. При втором виде сопряжения — по боковым сторонам лопастей — окружной зазор между боковыми сторонами лопастей 3 определяется как сумма бокового зазора в зубьях синхронизирующих шестерен и радиального зазора в подшипниках ротора. Цилиндрические участки 4, имеющие между собой радиальный зазор такой же величины, как и при первом виде сопряжения, уменьшают величину щели при сопряжении лопастей и придают ей форму лабиринта. При выполнении лопастей предлагаемой формы роторы при обкатывании будут иметь между собой зазор, не зависящий от бокового зазора в синхронизирующих шестернях и, следовательно, от износа их зубьев, что позволяет повысить объемный КПД ротационной машины.
1. Ротационная машина, содержащая корпус, в котором размещены два ротора с лопастями, связанные между собой синхронизирующими шестернями с одинаковым числом зубьев, отличающаяся тем, что, с целью повышения объемного КПД, на боковых сторонах лопастей выполнены выступы в виде
10 цилиндрических участков, концентричных цилиндрическим поверхностям роторов, а боковые стороны лопастей выполнены в виде вогнутой цилиндрической поверхности между выступом и ротором и выпуклой цилиндриче15 ской поверхности между выступом и периферийной частью лопасти.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что величина радиуса выпуклой и вогнутой
20 цилиндрических поверхностей боковой стороны лопасти равна половине высоты лопасти.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3844695, кл. 418-180, 1974.