Фрикционный диск

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

iЕAJoe- as 4ФэаиРа

Мй

1) 61 4263

ОП ИСА

ИЗОБРЕТЕ и АВТОРСКОМУ СВНДЙ (61) Дополнительное к авт. свн (22) Заявлено 06.05.76 (21) 235 с нрнсоединеннем заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.07.78Яю (45} Дата онублнковання опнс

Союз Советских

Социалистических

Респубпин

1) М. Кл.

16 0 13/64

Гасударстваааай квмаят

Сеавта Фнеатрав СССР па делам азабретениа в атхрапа»

) УДК 621 825..54(ЫВ.В) (72) Авторы изобретен ня

В. @.. Смирнов, B Ае Иванов, 8, И, Красненьнов, С, И. Саанрноаа н С, Г. Борисов основское ордена Ленина н ордена Трудового Красноа.о Знамени высшее техническое.учнпнще им. Н, .Э, Баумана (71} Заявитель (5%) ФРИКВИОННЫЙ ДИСК

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных машин, в частности к фрикционным муфтам сцепления.

Известны фрикционные муфты сцепления, фрикционный диск которых имеет упругий демпфер (li. Известны также конструкции диска с фрикционнымн накладками, приклепанными к диску через серию пластинчатых пружин, так называемый диск с увеличенной осевой податливостью фрикционных накладок (2).

Недостатком диска с увеличенной осевой податливостью является то, что при медленном темпе включения сцепление имеет повышенное скольжение и связанный с этим повышенный износ, так как сцепление не передает оптимальный крутящий момент. Из-за того, что во всех конструкциях фрикционных сцеплений нажимной диск получает движение через систему рычагов и не имеет направляющих, включение сцепления происходит чаще всего с перекосом нажимного диска. Вследствие этого первичное пятно контакта образуется, как правило, ближе к наружной кромке диска, где имеется и наибольшая линейная скорость скольжения, что приводит к наибольшему износу этих участков нажямного диска и снижению его срока службы.

Известен также фрикцнонный диск, состоящий нз отдельных элементов, выполненных в виде кольцевых секторов, каждый из которых упруго связан пластинчатой пружиной со ступицей диска. Этот диск наиболее близок к изобретению по техническои сущности и достигаемому результату (3).

Недостатком указанного диска является то, что вследствие значительной ширины фрикцион о ных накладок наибольшая линейная скорость скольжения прн включении диска в работу имеется у наружной кромки контактирующего коль цевого сектора диска, что приводит к большему их износу.

Целью настоящего изобретения является увеличение срока службы фрикционного диска и снижение динамических нагрузок при его включении.

Указанная цель достигается тем, что фрикционные элементы диска выполнены в виде коицентрично расположенных колец, упруго связанных между собой.

На фиг. 1 изображено сцепление, в котором использован описываемый диск, разрез; на фиг. 2 — диск с параллельным соединением колец, вид А фиг. 1; на фиг. 3 — диск с после2 довательным соединением колец.

6! 4263

В ступице с помощью шнонки 2 неподвижно закреплены упругие элементы 3, представляющие собой пластннчатые пружины разной длины, при этом жесткость упругого элемен та уменьшается от центра к периферии. Упругие элементы 3 входят в прямоугольные внут- 5 ренине пазы фигурных элементов 4, 5 и 6, принадлежащих, соответственно, внутреннему, среднему н наружноМу фрикцнонным кольцам и расположенным концентрнчно относительно ступицы 1, Каждое фрикционпое кольцо состоит также нз двух кольцевых пластин 7 и 8, 1О которые составляют единое целое с одним из фигурных элементов при помощи заклепок 9.

К кольцевым пластинам 7 и 8 с помощью заклепок !О прикреплены фрнкцнонные накладки t l и t2. Кольцевые пластины внутреннего фрикционного кольца соединены также фигурными заклепками 33, которые входят с зазором в соответствующие пазы ступицы t.

В сцеплении с последовательным соединением фрнкционных колец на ступице закреплен шпонкой 2 короткий упругий элемент t4, о проходящий только через внутреннее фрикцнонное кольцо. На внутреннем фрикционном кольце закреплен шпонкой !5 упругий элемент

l6, который входит в пазы среднего фрикционного кольца, на котором закреплен шпонкой !7 > упругий элемент !8, входящий в пазы наружного фрикциопнаго кольца.

При сцеплении в момент. соприкосновения вращающегося нажимного диска t9, имеющего некоторый перекос, с фрикцнонным дис- ком образуется первичное пятно контакта на ЗО наружном фрикционном кольце. Это кольцо в этот момент времени увлекается нажимным диском !9 и движется без скольжения вместе

c HHM TBK KBK под действием образующего крутящего момента деформируются упругие элементы 3 или t8. При дальнейшем осевом движении нажимного диска !9 пятно контакта увеличивается и захватывает среднее фрикционное кольцо и возникающий во фрнкцнонном сое динении этого кольца н диска )9 момент трения деформирует упругие элементы 3 или i6, предотвращая скольжение во фрикционном соединении, Затем пятно контакта захватывает. и внутреннее фрикционное. кольцо. Это кольцо, относительно нажимиого диска !9, также движется без скольжения нли с малым скольжением так как инерционный момент вращающегося нажимного диска большей частью воспринимается упругнмй элементамн н возникающий момент трения компенсирует оставшуюся часть инерционного момента.

Формула изобретения

Фрикционный диск, состоящий из отдельных фрикционных элементов, упруго связанных со ступицей, отличающийся тем, что, с целью увеличения его срока службы и снижения динамических нагрузок пря его включении, фрнкцнонные элементы диска выполнены в виде коицентрично расположенных колец, упруго связанных между собой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

l. Патент США Jk 3799309, кл. I92 — l06.2, !

972.

2. Патент США М 3809!98, кл. !92=!06.2, !

972.

3. Патент Англии % l2 !2042, кл.

I !6 0 13/68, l969.

Редактор Н. Самедова .Заказ 3670/32

Составитель А. Безутлыв

Темред О .Ча возни: Корректор А. Лавида

Тирщк I l98 . Подиисвое

ПНИИПИ Государстаеимаго аомзпеяа f;osna Министров СССР во делам . изобретем нй н отхрытнА! 13635; Noeasa. Ж-ЗЬ. Рауи скан наб. д. 4!5

Филиал ПНП кйзтсчп, r. Ъ моторол, у4. Прое«тная. 4