Тормоз с самоусилением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБооЕТЕ Н ИЯ

К АВТОУСКОМУ СВИДЙТВЛЬСТВУ

Союз Советских

Социал истнческнх

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22}-Заявлено 23.08.76(21) 2388149/26 08 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.07.78рвллетеиь ¹ 25 (4S) Дата опубликовании оттисаиии 0.116 18

Гасударстаонный намнтет

Совете Мнннстров СССР оо делам. нзооретоннй н откропнй (72) Авторы изобретения

В, И Трегубов и В. Ф. Рогозиы (73) Заявитель .

Новочвриассиий инжеиерномелиоративвый институт (54) ТОРМОЗ С САМОУСИЛЕНИЕИ

Изобретение относится к машиностроению .и может найти применение в диско-колодочных тормозах, преимущественно автомобильных.

Известен ряд конструкций дисковых тормозов, в которых для уменьшения усилия управления тормозом, сокращения его размеров и веса, предусматривается устройство, обеспечивающее самоусиление-автома гнческое увеличение усилия прижатия поверхностей трения при торможении {1).

Известны также диско-колодочные тормоза с самоусилением. Эти тормоза содержат диск. тормозные колодки, закрепленные на рычагахупорах, расположенных под острым углом к плоскости диска, и выполненные в виде корпуса с установленной в ней фрикционной накладкой, и управляющий орган (2{

Коэффициент самоусиления в этих тормозах имеет постоянное значение.

Однако в ряде случаев желательно, чтобы коэффициент самоусиления тормоза возрастал при увеличении управляющего усилия. Это позволило бы, например, обеспечить более эффективное экстренное торможение автомобиля;

Цель изобретения — увеличение коэффициента самоусиления тормоза при возрастании усилия на управляющем органе.

Для этого каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним упругим элемен. том, расположенным между корпусом колодки и фрикционной накладкой, при этом последняя установлена в корпусе с возможностью пе;

> ремещения в направлении, перпендикулярном плоскости диска.

На фиг. 1 представлен предлагаемый тормоз, общий вид; на фиг. 2 - — сечение А — А фиг: 1.

lO

На валу 1 тормоза закреплен тормозной диск 2.

Диск расположен между тормозными колодками 3, состоящими каждая из корпуса 4, термоизоляционной пластины 5, фрикциониой накладки 6 и упругих элементов, в качестве

t5 которых могут быть использованы пружины 7 илн упругие прокладки 8, например, из полиэфирного армированного волокна, Колодки снабжены регулировочными винтами 9, служа щими для предварительного сжатия упругих. элементов. Затем обеспечена двухступенчатая характеристика тормоза; при усилиях P. мень. ших усилия предварительного сжатия упру. гих элементов 7, 8 она линейная, при боль тцнх — нелинейная.

Тормозные колодки закреплены на рычи. гах-упорах 10, расположенных под углом а, 614265

Формула изобретения

Составнтвль К; Чернышова

Техред О. Луговая Корректор A. Лакнда

Тираж l 198 Подг. ясное

Редактор И. Гохфельд

Заказ 3670/32

ЦНИИПИ Государственного коннтета Совета Министров СССР по дела м нзобретен яй н открытий

l 1 3035, Москва, Ж-35, Рву шская наб., д. 4/5

Фнляал ППЙ «Патенте. г. Ужгород, ул. Проектная, 4 к плоскости вращения тормозного диска 2, другие концы рычагов-упоров закреплены на опорах 1.1, смонтированных на реактивной скобе (не изображена).

Управляющий орган тормоза (не изображен) воздействует на колодки, создавая усилия P и не препятствуя тангенцнальному перемещению тормозной колодки.

Тормоз работает следующим образом.

При включении тормоза на тормозные колодки 3 действуют силы Р, прижимая их к тормозному диску 2. Возникающая при этом сила трения между фрикционной накладкой 6 и поверхностью. диска 2 на плече, равном некоторому радиусу диска, создает тормозной момент на чалу 1. Реактивный момент воспринимается через рычаги-упоры и далее реактивной скобой. Благодаря тому, что р ычаги-упоры установлены под углом а к плоскости вращения диска. реактивная сила, действующая вдоль рычагов, разла гается на две составляющие,-одна из которых направлена параллельно плоскости диска и удерживает колодку m движения вдоль плоскости вращения, а другая — перпендикулярно плоскости диска, т. е. является приращением к силе Р. Таки,л образом, возникает эффект . самоусиления.

Коэффициент càìoóñèëåâèÿ остается постоянным до тех пор, пока постоянным будет угол м, При возрастании усилия Р оно может превысить усилие предварительного сжатия упругих элементов 7 (8), что приведет к их де. формации и уменьшению общей толщины тормозной колодки, т. е, уменьшится расстояние от оси качания колодки до поверхности трения тормозного диска 2, Это вызовет, в свою очерель, увеличение угла а, т. е. увеличение коэффициента самоусиления тормоза, чем будет достигнуто резкое возрастание тормозного момента на валу 1 при сравнительно небольшом приросте усилия на управляющем органе (педали) . Чтобы не допустить переход тормоза иэ режима самоусиления в режим самоотпускания, а также ограничить по величине коэффициент самоусиления угол а ограничен упорами 12, 13.

Тормоз с самоуснленнем, содержащий диск, тормозные колодки, закрепленные на рычагахупорах, расположенных под острым углом к плоскости диска, и выполненные в виде корпуса с установленной в нем фрикционной накладкой, и управляющий орган, отличающийся тем, что, с целью обеспечения увеличения его ап коэффициента самоусиления при возрастании усилия на управляющем органе, каждая тормозная колодка снабжена по крайней мере одним упругим элементом, расположенным между корпусом колодки и фрикционной накладкой, при этом последняя установлена в корпуЗв се с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости диска.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Александров А. П. Тормозные устройства

@ в машиностроении. М., кМашиностроение», 1965, с. 297 — 305.

2. Авторское свидетельство СССР % 441423, кл. г 16 D 55/48, 1974.