Кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 . -" !-» "» ЯЯ,, г з-Союз Советскнх
Соцналнстнческнх
Республик т. н : ъ
И3ОБРЕТЕН ИЯ (ii) 614275
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{6!) Дополнительное к авт. свид-ву
{22) Заявлено 23.08.76 {21) 2400575/25-08 (51) М Кл с присоединением заявки №
{23) Приоритет
F16 К 5/20 .
f 16 К 25/00
Государственный номнтет
C088TI Инннстроа СССР по делам нзабретеннй н отнрытнй
{43) ОпУбликовано05.07,7833þëëåòeíü № 25 (53) УДК 621.646 (088.8) (45) Дата опубликования описания31.05.78 (72) Автори изобретения
B. 8. Погребняк, Л. П. Батвинов и Ю. Б. Зайцев
I (71) Заявитель (54) КРАН.3
Изобретение о тносится к армвтуростроению, в частности к запорным шаровым кра.нам, и может быть использовано в газовой, нефтехимической,.химической и других отраслях промышленности, Известны шаровые краны, содержащие пробку и подвижные относительно корпуса крана седла, которые ттрижаты по специально обработанным поверхностям к сферической поверхности пробки шарового крана 1), Недостатком таких кранов является наличие IIDGTQBHHor давления в полости, обеспечивающее прижатие уттпотнительных колец подвижных седел шарового крана к поверхности пробки.
Известен также шаровой кран, в корпусе которого размещена пробка, взаимодействующая с подвижными седлами, состоящими из двух упруго связанных между собой частей, причем одна из частей постоянно сопряжена с поверхноотью йробки, в другая — с корпусом j 2 j;
Недостатком такого крана является возникновение больших уситптй давлений на сед2 ,ла при больших диаметрах проходных сечений шаровых кранов, что приводит к преждевременному износу уплотнений и большим моментам сопротивлений при повороте пробки б крана.
Вель изобретения — повышение надежности и срока службы крана.
Это достигается тем, что в части седла, контактирующей с корпусом, выполнены по край ней мере одно радиальное отверстие, осевая расточка н размещены фиксирующий элемент и подпружиненная втулка, взаимодействующая с фиксирующим элементом, причем фиксирующий элемент установлен в радиальном отверстии, в втулка - в осевой рвсточке.
На чертеже изображен предложенный кран в закрытом положении (частичный разрез).
B корпусе 1 крана размещена сферическая пробка 2, взаимодействующая с подвижным седлом, которое состоит из двух частей: верхней части 3 с поршнем 4, контактирующая с корпусом 1, и нижней части 5 постоянно сопряженная с поверхностью пробки 2, Части 3 и 5 ynpyro связаны между собой пружинами 6. B верхней части 3 выполнень, 614275
/ как и в. случае рабочего положения при закрытом шаровом кране. го осуществляется следующим образом.
В полость А подается давление (давление иэ полости Б стравливается), которое действует на поршень 4 и верхняя часть 3 с поршнем 4 движется вниз, увеличивая эатяж ку пружин 6. Вместе с верхней частью Э движутся вниз размещенные в ней фиксирующие шарики 9, поджимвемые конической фаской втулки 12. При совмещении фиксирующих шариков 8 с кольцевой канавкой 13 под действием втулки 12 они устанавливаются в кольцевую канавку 13 и фиксируются в ней цилиндрической поверхностью втулки 12. Йавление иэ полости А можно стравить, элементы устройства останутся в рабочем положении.
Кран, в корпусе которого размещена пробка, например, сферическая, взаимодействующая с подвижными седлами, состоящими иэ двух упруго связанных между собой частей, причем одна из частей постоянно сопряжена с поверхностью пробки, а другая - с кор1 пусом, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, . с целью повышения надежности, в части седла, контактирующей с корпусом, выполнены по крайней мере одно радиальное отверстие, осевая рвсточка и размещены фиксирующий элемент и снабженная пружиной втулка, взаимодействующая с фиксирукмцим элементом, причем фиксирующий элемент установлен в радиальном отверстии, а втулка, — в осевой расточке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство Np 340815, кл. Г 16 К 5/06, 1970.
2. Опубликованная заявка ФРГ
% 2312839, кл. 47 g 1, 5/20, 1974. радиальные отверстия 7, в которых установлены фиксирующие элементы - шарики 8, и осевая расточка 9, В последней размещена снабженная пружинами 10 и поршнем 11 втулка 12, фиксирующая шарики 8.
Йля перемещения верхней части 3 с поршнем 4 выполнена полость А, а для перемещения втулки 12 с поршнем 11 — полость
Б. Полость  — внутренняя полость шарового крана. о
Кран работает следующим образом.
Нижняя часть 5 седла прижата усилием пружин 6 к поверхности пробки 2. Верхняя часть Э седла находится в крайнем нижнем положении и удерживается в нем при поможи 1s фиксирующих шариков 8, утопленных в кольцевую канавку 13 и удерживаемых от выпадания из нее втулкой 12, находящейся в крайнем. нижнем положении под действием прУжин 10. давление в полостях А и 5 от- 2о Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я сутствует. Йля то1 о, чтобы открыть шаровой. кран, в полость Ь подается давление, воздействующее на поверхность поршня 11.
Втулка 12споршнем 11, преодолевая усилие пружины 10, перемешается вверх, уменьшая 25 затяжку пружин 6, и освобождает фиксирующие шарики 8, которые выкатываются из кольцевой канавки 13 вследствие перемещения верхней части 3 седла, под действием. давления в полости В. Предотвращение вы30 падания фиксирующих шариков 8 иэ радиальных отверстий в верхней части 4 седла обеспечивается втулкой 12, которая постоянно прижимает шарики 8 коническим учас ком к поверхности корпуса 1, При минималь- З ном усилии давления нижней части 5 седла на поверхности пробки 2 пробка 2 поворачивается в положение Открыто". При этом возможно оставить нижнюю часть 5 седла
40 прижатой к поверхности пробки 2 с минимальным усилием, тогда давление в полости Б может быть стравлено. При необходимости можно прижать нижнюю часть 5 седла
ea4 V5
Составитель А. Бирюкова
Редактор И. Гохфельд Текред д. Алатырев. Корректор И. Мельниченко
Заказ 3671/33 Тираж 1198 Подписное
0НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Уха.ород, ул. Проектная, 4