Стабилизатор "нева" курса речных судов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ „„мыл

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Совхоз Соввтскмх

Социал истичесюа

Республик

К АЗТОо СКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) дополнительное.к авт. свид-ву(22) Заявлено 02.07.76 (23) 2379423/18-24

2 (51) М. Кл. (05 ЯХ/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано Х5.07.78.бюллетень ¹ 26

{45) Дата опубликования описания д7.06.98.

Гасударстоенный комнтот

Совета Мнннотроо СССР оо долам нэооретоннй и отнритнй (53) УДК 629.783 (088.8) Л. Н. Муратиков, A. И. Любимов, Б. В, Ченцов, В, Я, Ходырев, И. Ф, Мирошниченко, Г. Э. Шлейер, IO. В. Ходырев и Ю. В. Чистяков (72} Авторы изобретения

Ленинградский институт: Водного транспорта (71) Заявитель

{54) СТАБИЛИЗАТОР НЕВА" КУРСА

РЕЧНЫХ СУДЭВ

Изобретение относится к области судо- . вождения и касается автоматизации управления движением судов.

Известно устройство (l) для автоматического удержания судна иа заданном курсе.

Это устройство имеет в качестве чувствительного элемента индукционный датчик маг нитного поля земли, снабженный дополнительной обмоткой обратной связи и воздействующий через фазочувствительный усилитель на потенциометрическую следящую сис-. тему, управляющую электроприводом руля.

Известен судовой авторулевой стабилизатор l2), содержащий -датчик курса, дифференцирующее и интегрирующее устройства, исполнительные механизмы и -устройство обратной связи. Авторулевой стабилизатор имеет также устройство, вырабатывающее 1$ первую и вторую производные от угла кур- . са .судна, которое электрически связано с датчиком курса через устройство. сравнения сигналов и формирования стандартных сигналов.

Эти автоматические устройства отвечают требованиям стабилизации судов. Однако, на речных судах, где имеет место выбег руля; характерный для рулевого привода, работающего по схеме «генератор-двигатель», и двигатель с магнитной станцией 2S

2 и достигающий порой 2 — 3 градусов, они не обеспечивают автоматического управления судном на курсе или выполняют его с низким качеством. Кроме того, в них не обеспечивается автоматическая настройка и они ие соответствуют .повышенным требованиям к эксплуатации современных судов, не являясь навигационным комплексом, сочетающим в себе стабилизатор курса и курсоуказатель, кроме того ие позволяют формировать производную от угла курса внутри собственной структуры.

Ближайшим по технической сущности устройством является стабилизатор курса речных судов j3), содержащий индукционный датчик курсового угла, расположенный на магнитном компасе и подключенный к сельсину настройки, выход которого подключен к первому входу фазочувствительного усилителя, выход которого соединен с двигателем отслеживания, механически связанным с сельсином настройки, и усилитель мощности, выход которого соединен с рулевым приводом, связанным через руль с датчиком угла. руля, выход которого соединен с первым входом усилителя мощности и с входом дифференцирующего блока, выход которого подключен к первому входу усилителя мощности.

615456

Этот стабилизатор курса отвечает требованиям стабилизации судов в речных условиях. Однако он не отвечает повышенным требованиям к эксплуатации современных судов, не являясь навигационным комплексом, сочетающим в себе курсоуказатель, стабилизатор курса и датчик сигнала, пропорционального скорости поворота судна, для использования последнего в законе управления судном и для подачи на индикатор радиолокатора.

Целью изобретения является повышение точности стабилизации и надежный контроль за курсом.

Поставленная цель достигается тем, Iòo стабилизатор содержит дистанционный компас, индикатор радиолокатора, сельсин-датчик, сельсин-приемник, редуктор, электромагнитную муфту, блок временной задержки курсового сигнала, переключатель постов управления и тахогенератор, механически связанный с двигателем отслеживания, а электрически — со вторым входом фазочувствительного усилителя, со вторым входом усилителя мощности и с индикатором радиолокатора, причем двигатель отеле>кивания связан через редуктор с дистанционным компасом и сельсином-датчиком, соединенным с сельсином-приемником, который механически связан с электромагнитной муфтой, а электрически через переключатель постов управления и блок временной задержки курсового сигнала соединен с третьим входом усилителя мощности.

На чертеже представлена схема стабилизатора курса.

Он включает в себя магнитный компас 1, индукционный датчик 2 курсового угла, дистанционный компас 3, сельсин настройки 4, фазочувствительный усилитель 5, двигатель отслеживания 6, редуктор 7, сельсин-датчик 8, сельсин-приемник 9, тахогенератор 10, электромагнитную муфту 11, индикатор радиолокатора 12, блок 13 временной задержки курсового сигнала, блок 14 временной задер>кки сигнала на поворот, усилитель мощности 15, пост ручного управления 16, рулевой привод 17, руль 18, датчик угла руля 19, дифференцирующий блок 20, контакты 21, 22 переключателя 23 постов управления, контакты 24, 25, 26, 27 тумблера поворота, регулируемые резисторы 28, 29, 30, 31, 32, контакт 33 переключателя 23 постов управления.

Стасилизатор курса управляется по закону + 1 - ж + + а где 1 — угол перекладки руля, — угол отклонения от курса, Ь ;, Ц, — напряжения, пропорциональные соответствующим гараметрам.

Сигнал с сельсина настройки 4 поступает на фазочувствительный усилитель 5 и далее на двигатель отслеживания 6, который приводит в согласованное с индукционным датчиком 2 курсового угла положение через

Стабилизатор курса речных судов, содержащий индукционный датчик курсового угредуктор 7 сельсин настройки 4 и дистанционный компас 3.

Двигатель отсле>кивания 6 одновременно через редуктор 7 поворачивает сельсиндапгчик 8 и тахогенератор 10. С тахогенератора 10 сигнал поступает на фазочувствительный усилитель 5, а через регулируемый р зистор 28 на усилитель мощности 15, а гакже на индикатор радиолокатора 12.

При автоматическом удержании судна н, курсе электромагнитная муфта 11 отключена и сельсин-приемник 9 заторможен и работает в трансформаторном режиме. Сигнал с него поступает через контакт 21 переключателя 23 постов управления, контакт

24 тумблера поворота, блок 13 временной задержки курсового сигнала и регулируемый резистор 29 на усилитель мощности 15.

Сигнал U на поворот судна в автоматическом режиме подается через контакт 27 тумблера поворота, блок 14 временной за20 держки сигнала на поворот, регулируемый резистор 30 на усилитель мощности 15.

При поворотах судна в автоматическом режиме и при ручном управлении подается питание через контакт 25 тумблера поворота или контакт 22 переключателя 23 постов

25 управления на электромагнитную муфту 11, сельсин-приемник 9 растормаживается и, работая в индикаторном режиме, отслеживает за курсом судна.

Сигнал обратной связи поступает с датчика угла руля 19, связанного с рулем 18, в усилитель мощности 15 через регулируемый резистор 31, а также через дифференцирующий блок 20 и регулируемый резистор 32. Сигнал, формируемый в дифференцирующем блоке 20, является сигналом по

35 производной от угла перекладки руля и способствует исключению выбега руля.

Суммированный в усилителе мощности 15 сигнал через контакт 33 переключателя 23 постов управления поступает на рулевой привод 17, осуществляющий необходимую пере4о кладку руля 18

Предлагаемый стабилизатор курса речных судов улучшает эксплуатационные характеристики судна, повышает качество отслеживания и стабилизации судна на курсе, 45 и надежность контроля за курсом и удобен в обслуживании.

Этот стабилизатор исключает обязательность установки путевого компаса в ходовой рубке и позволяет формировать сигнал по производной курсового сигнала внутри соб5О ственной структуры, без использования для целей индикации скорости на локаторе специальных гироскопических указателей скорости поворота.

Ожидаемый экономический эффект от

55 внедрения предлагаемого стабилизатора

4,5 — 8,5 тыс. руб. в год на каждое судно.

Формула изобретения

61

5 ла, расположенный на магнитном компасе и подключенный к сельсину настройки, выход которого подключен к первому входу фазочувствительного усилителя, выход которого соединен с двигателем отслеживания, механически связанным с сельсином настройки, и усилитель мощности, выход которого соединен с рулевым приводом, связанным через руль с датчиком угла руля, выход которого соединен с первым входом усилителя мощности и с входом дифференцирующего блока, выход которого подключен к первому входу усилителя мощности, отличаюи4ийся тем, что, с целью повышения точности стабилизации и надежного контроля за курсом, стабилизатор содержит дистанционный компас, индикатор радиолокатора, сельсин-датчик, сельсин-приемник, редуктор, электромагнитную муфту, блок, временной задержки курсового сигнала, переключатель постов управления и тахогенератор, меха5456

E нически связанный с двигателем отслеживания, а электрически — со вторым входом фазочувствительного усилителя, со вторым входом усилителя мощности и с индикаторам радиолокатора, причем двигатель отслеживания связан через редуктор с дистанционным компасом и сельсином-датчиком, соединенным с сельсином-приемником, который механически связан с электромагнитной муфтой, а электрически через переключатель постов управления и блок временной задержки курсового сигнала соединен с третьим входом усилителя мощности.

Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

15 ¹ 119569, кл. В 63 Н 25/04, 1958.

2. Авторское свидетельство СССР № 337300, кл. В 63, Н 25/04, 1971.

3. Авторское свидетельство СССР № 525059, кл. В 63 Н 25/04, 1976.

Составитель И. Буневич

Редактор Н. Каменская Техред О. Луговая Корректор С. Шекмар закаЗ 3908737 Тираж 1033 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4