Устройство для заряда аккумуляторной батареи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Й -И С- - А"-Н--И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) @15567

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено17.02.77 (21)24-53350/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.07.78.Бюллетень Ме 26 (45) Дата опубликования описания 30,06.И. (51) М. Кл..

Н02 Д 7/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК621.355.1 (088.8) (72) Автор изобретения

В. М. Кацман

Всесоюзный научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела (71) Заявитель (54) УстРойстВо для зАРядА АккУмУлятоРной

БАТАР еи

Изобретение относится к электронной аппаратуре, в частности к устройствам для заряда аккумуляторных батарей различного назначения.

Известно устройство для заряда аккумуляторной батареи от однофазной сети через трансформатор и двухполупериодный выпрямитель, подключаемое к батарее через контакт термореле, срабатывающего при правильной полярности подключения батареи к зарядному устройству (1J.

Известно также устройство для подключения с правильной полярностью аккумулятора к источнику. зарядного тока, выполненчое в виде бистабильной спусковой схемы с двумя полупроводниковыми усилительными элементами (2) .

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее стабилизированный источник, тиристор, включенный последовательно в цепь заряда, транзистор, коллектор которого подключен к управляющему электроду тиристора, сигнальную лампу и выходные клеммы (3).

Недостаток этого устройства заключается в том, что цепь различителя полярности после включения схемы не выключается. Так как цепь различителя включена параллельно цепи зарядного тока, то она оказывает дестабилизирующее влияние на зарядный ток. Если в автомобильных аккумуляторах допускаются колебания зарядного тока, то для заряда герметичных щелочных аккумуляторов такие колебания не допускаются.

Целью изобретения является повышение стабильности зарядного тока. Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве сигнальная лампа включена в разрыв положительной шины между стабилизированным источником и выходной клеммой устройства. база транзистора через резистор подключена к положительной шине между источником и сигнальной лампой, а эмиттер транзистора подсоединен к положительной шине после сигнальной лампы.

На чертеже дана функциональная схема описываемого устройства, где 1 — выпрямитель и стабилизатор зарядного тока; 2 аккумуляторная батарея в двух положениях:

А — правильное подключение, Б — неправильное подключение; 3 — транзистор; 4— тиристор; 5 — 8 — резисторы; 9 — сигнальная лампа; 10 — конденсатор.

Зарядное устройство включается в сеть д переменного тока. В исходном состоянии пос615567

Формула изобретения

Составитель И. Найдина

Корректор А. Лакида

Подписное

Техрел О. Луговая

Тираж 892

Редактор А. Пейсоченко

Заказ 3920/43

LIHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 ле включения выпрямителя до подключения батареи тиристор 4 заперт. Ваза транзистора 3 подключена к отрицательной шине выпрямителя через резистор 7 и сопротивление запертого тиристора 4. Ток базы практически отсутствует, транзистор и тиристор заперты. При правильном подключении батареи появляется ток базы, транзистор отпирается и током коллектора отпирает тиристор. Появляется ток заряда аккумуляторной батареи. С появлением тока заряда загорается сигнальная лампа 9, свидетельствующая о правильном подключении батареи и наличии зарядного тока. При этом падение напряжения на лампе 9 и резисторе 8 запирает транзистор 3, так как полярность этого напряжения приложена обратным знаком к переходу эмиттер-база. Тиристор при этом не запирается.

Таким образом, после включения зарядного тока ток через транзистор выключается и остается только ток через делитель

5 — 7. Этот ток значительно меньше, чем ток коллектора, и тем более меньше зарядного тока, поэтому им как дестабилизирующим фактором можно пренебречь.

Конденсатор 10 задерживает открывание транзистора при отключении батареи до полного запирания тиристора. Вез конденсатора после отключения батареи транзистор сразу же открывается и, пока тиристор еще не заперся, устанавливается ток базы транзистора через резистор 7 и открытый тиристор.

Соответственно ток коллектора поддерживает тиристор в открытом состоянии. Таким образом, в этом случае при отключении батареи и подключении ее неправильной полярностью без выключения всего устройства

4 схема защиты не срабатывает. Такой случай практически невозможен, но чтобы полностью исключить его возможность, установлен конденсатор 10.

5 При неправильном подключении батареи переход эмиттер-база транзистора находится под обратным напряжением и схема не включается. Отсутствие зажигания сигнальной лампы свидетельствует о неправильном подключении батареи.

Устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее стабилизированный источник, тиристор, последовательно включенный в цепь заряда, транзистор, коллектор которого подключен к управляющему электроду тиристора, сигнальную лампу и выходные клеммы, отличающееся тем, что, с целью повышения стабильности зарядного тока, сигнальная лампа включена в разрыв положительной шины между указанным источником и выходной клеммой устройства, база транзистора через резистор подключена к положительной шине между источником и сигнальной лампой, а эмиттер транзистора подсоединен к положительной шине после сигнальной лампы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Англии № 1356480, кл. Н 2 Н, 1974.

2. Патент ФРГ № 1763811, Н 02 Н 7/18, 1975.

3. Патент США № 3292071, кл. 320 †, 1966.