Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСА

И ЗО Б РЕ ТЕ Н И Я

Н И И

Союз Советских

Социалистических

Ресяублик щ,в1вгввв

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.02.77 (21) 2449814/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано15.07.78.Бюллетень № 26

2 (51) М, Кл.

Н02 К 1/20

Тосударстоеинмй комитет

Совета Министроа СССР

Ilo делам изооретений и открытий (53) УДК 621,313. .7 1 3 (088.8) (45) Дата опубликования описания 3!В 1% (72) Автор изобретения

H. А. Купы (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах переменного тока.

Известна электрическая машина с аксиальными вентиляционными каналами, выполненными в крайних пакетах сердечника статора !1).

Недостатком в конструкции такой машины является то, что стержни обмотки магнитопровода статора непосредственно омываются потоком хладагента только в ради-, альных вентиляционных каналах, расположенных между пакетами сердечника статора.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является электрическая машина, содержащая теплообменник, 15 вентилятор и статор с обмоткой и сердечником из элементов, выполненных в виде пакетов, одни из которых имеют пазовые вентиляционные каналы, расположенные между обмоткой и стенками пазов, а другие — подпазовые вентиляционные каналы !2).

Для улучшения эксплуатационных характеристик в предлагаемОй электрической машине сердечник снабжен дополнительными элементами, имеющими пазовые, расположенные между обмоткой и боковыми стенками 2s пазов, н подпазовые вентиляционные каналы, причем дополнительные элементы поочередно с пакетами, имеющими цодпазовые вентиляционные каналы, расположены. между пакетами с пазовыми вентиляционными каналами.

На фиг. 1 изображен продольныи разрез предлагаемой электрической машины; на фиг. 2 — разрез по пакету с подпазовым вентиляционным каналом; на фиг. 3 — разрез по пакету с пазовым вентиляционным каналом; на фиг. 4 — разрез по дополнительному элементу.

В сердечнике 1 статора между пакетами 2, имеющими пазовые вентиляционные каналы 3, расположенные между прилегающей к клину 4 обмоткой 5 статора и стенкой 6 паза, размещены дополнительные элементы 7, выполненные с пазовыми каналами 8 и подпазовыми каналами 9, расположенными в зоне спинки. К пакетам 2 сердечника 1 прилегают пакеты 10 с подпазовыми каналами 11. Каналы Il пакетов 10, расположенных со стороны лобовых частей 12 и !3 обмотки 5 статора, сообщаются . с камерами !4 и 15 лобовых частей обмотки статора и пазовыми вентиляционными каналами 3 пакетов 2, а каналы 11 тех же

615569,.пакетов 10, расположенных в средней части сердечника 1 статора, сообщаются с пазовыми вентиляционными каналамн 3 смежных пакетов 2; Пазовые вентиляционные каналы 3 пакетов 2 сообщаются с каналами 8 и 9 дополнительных элементов 7. Внутренний вентилятор 1б расположен на валу ротора 17, выполненного с аксиальными вентиляционными каналами 18. Камеры 14 и 15 лобовых частей обмотки статора сообщаются с межтрубным пространством теплообменника 19." В дополнительных элементах 7 каналы 9 имеют меньшее поперечное сечение, чем сечение подпазовых каналов 11 пакетов 10, а сечение каналов 8 меньше сечения каналов 3 пакетов 2. l5

Дополнительные элементы 7 могут быть выполнены как из одной жести, так и из нескольких в виде шихтованного пакета.

Хладагент вентилятором 16 подается в межтрубное пространство теплообменника 19 и после охлаждения поступает в камеру 14 лобовых частей 12 обмотки статора, откуда попадает в каналы 11 пакетов 10 и аксиальные вентиляционные каналы 18 ротора 17. Из каналов 11 хладагент поступает в пазовые вентиляционные каналы 3 пакетов 2, откуда струи потока входят в каналы 8 и 9 дополнительных элементов 7,затем хладагент попадает в каналы 3 паке- тов 2, в отверстия 11 пакетов 10 и так далее, вдоль каналов вентиляционного тракта сердечника статора. Из каналов 11 и аксиальных каналов 18 ротора 17 струи хладагента поступают в камеру 15 лобовых частей 13 обмотки статора, откуда поток нагретого хладагента направляется в вентилятор 16.

3S

Таким образом, путь циркуляции внутреннего хладагента замыкается. гр yl 1 s

Филнап ППП «Патент», г. Умгорол, уп. Проектная, 4

Сечения каналов 8 н 9 в дополнительных элементах 7 выбираются оптимальными, исходя из условий наименьших потерь на охлаждение и необходимого соотношения подачи хладагента через пазовую зону и зону спинки каналов вентиляционного тракта сердечника статора, Предложенная . конструкция электрической машины с меньшими габаритами и массой обеспечивает также и высокую эффективность охлаждения ее активных частей при значительно меньших затратах мощности на охлаждение и трудоемкости. на изготовление, а также повышает КПД машины.

Формула изобретения

Электрическая машина, содержащая теплообменник, вентилятор н статор с обмоткой и сердечником из элементов. выполненных в виде пакетов, одни из которых имеют пазовые вентиляционные каналы, расположенные между обмоткой и стенками пазов, а другие — подпазовые вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, сердечник снабжен дополнительными элементами, имеющими пазовые, расположенные между обмоткой и боковыми стенками пазов, и подпазовые вентиляционные каналы, причем указанные дополнительные элементы поочередно с пакетами, имеющими подпазовые вентиляционные каналы, расположены между пакетами с пазовыми вентиляционными каналами.

Источники информации, принятые во внимание при-экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 274206, кл. Н 02 К 1/20, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 144221, кл. Н 02 К 1/20, 1962,