Электродный контактный узел электролизеров для получения легких металлов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

патентно те мическая б,,бииотека М Б А

О П И С А Н И Е и,6!6348

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

А кзТОР 1(")У„ У @ЦДЕТЕ 1 gqygy (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.12.76 (21) 2437640/22-02 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.07.78. Бюллетень № 27 (45) Дата опубликования описания 30.11.79 (51) М Кл.

С 25С 7/02//

/,С 25С 3/16/

//С 25С 3/04

Государстееииый комитет (53) УДК 621.3.036. .62;669.7 (088.8) па делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения Г. А. Кравецкий, Т. А. Кокина, Л. В. Леонов, О, В, Ладария, А. H. Татакин, В, А. Колесников, В. В. Башкатов, T. С. Шека, В. H. Белов и A. A. Щелконогов (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОДНЫЙ KOHTiAKTHblA УЗЕЛ

ЭЛЕКТРОЛ ИЗ ЕРОВ

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕГКИХ МЕТАЛЛОВ

Изобретение относится к цветной металлургии, точнее к электродным контактам, используемым в электролизерах при плавке легких металлов, например, алюминия и магния.

Известен анодный контактный узел магниевого электролизера, в котором анодный блок соединен с токоподводящими штангами с помощью заливки чугуном на определенную высоту. К выходящим из чугунных башмаков штангам присоединяются алюминиевые или медные шины.

Такое соединение громоздко и подвергается коррозии расплавами электролитов.

Известен также электродный контактный узел на анодах с присоединенной к графитовому электроду медной шиной с помощью болтового соединения.

Недостатком таких контактов является большое количество болтовых соединений (5 — 6 на каждый брус) со стальными накладками, требующих их подтягивания. Падение напряжения в контакте растет до

100 мв, что приводит к потерям энергии и разрушению контакта. Контакт применим при верхнем вводе анода.

Цель изобретения — снижение падения напряжения в контакте.

Это достигается тем, что электродный контактный узел снабжен стальными штырями, спаянными с графитовым электродом и сваренными с металлической шиной.

На фиг. 1 изображен электродный узел, вид сверху; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Графитовые брусья 1 имеют глухие отверстия, в которые вставлены стальные штыри 2, спаянные с графитом и сваренные с медной шиной 3. В теле брусьев име1О ется зона промежуточной эвтектики 4. Число штырей составляет 3 — 4 на каждый брус. Поскольку анодный блок состоит из нескольких брусьев, контакт осуществляется последовательно, сначала на одном, за15 тем на другом брусе, пока вся медная шина не будет присоединена к анодному блоку.

Изготовление контакта осуществляется за счет создания давления на контактную

20 поверхность порядка 5 — 6 кгс/см и пропусканием через эту поверхность переменного тока большой силы, с плотностью порядка 100 А/см . При этом контакт разогревается и по достижении температуры

25 835 С образуется жидкая эвтектика «железо — медь», а при 1155 С вЂ” эвтектика «железо — углерод». Происходит сваривание стальных штырей с медной шиной и одновременно задавливание жидкой эвтектики

30 «сталь — графит» в поры графита. Опера616348

Составитель T. Кокииа

Техред В. Рыбакова

Корректор E. Осипова

Редактор Л. Лашкова

Заказ 2502/7 Изд. № 13 Тираж 820 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиi

113035, Москва 1К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ция изготовления контакта под током занимает не более 10 мин, после чего следует охлаждение контакта в течение 1,5 час.

Предлагаемый контактный узел обеспечивает при работе на магниевом электро- лизере падение напряжения не более 10—

15 мв. Контакт изготовлен и испытан в купногабаритном масштабе и показал при эксплуатации низкий перепад напряжения, высокую прочность и отсутствие необходимости обслуживания.

Ожидаемый экономический эффект от внедрения контактного узла только на электролизерах с верхним вводом анодов составит 122 тыс. руб. в год в расчете на цех электролиза средней мощности.

Формула изобретения

Электродный контактный узел электролизеров для получения легких металлов, включающий графитированный электрод и прилегающую к нему металлическую шину, 10 отличающийся тем, что, с целью снижения падения напряжения в контакте, он снабжен стальными штырями, спаяннымп с электродом и сваренными с шиной.