Радиально-поршневой гидромотор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) .616424

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено17.03.76 {21) 2337122/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет(43) Опубликовано25.07.78.Бюллетень № 27 (45) Дата опубликования описания 13.0р,78

2 (51) М. Кл

Р 03 С 1/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.225.

5(088.8) (72) Автор изобретения

А. Ф. Комиссаров (71) Заявитель

{ 54) РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ 1 ИДРОМОТОР

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода машин и механизмов в различных отраслях промышленности.

Известен радиально-поршневой гидромотор, содержащий неподвижный блок цилиндров с поршнями и волновой преобразователь, на внутренней поверхности которого выполнены зубья жесткого зубчатого колеса, находящегося в зацеплении с гибким зубчатым колесом, взаимодействующим с во1О дилом, связанным через компенсирующую муфту с хвостовиком гидрораспределителя (1).

Этот радиально-поршневой гидромотор является нереверсивным, так как оптимальная форма упругой линии деформирован- 15 ного поршнями гибкого колеса такова, что количество поршней, связанных с зоной высокого давления рабочей жидкости, как правило больше количества поршней, связанных со сливной магистралью. Кроме того, 20 угловое расположение линии, связывающей центры осей роликов водила относительно большой оси эллипса гибкого колеса, деформированного поршнями, вполне определенное и для различных конструктивных вариантов выполнения гидромотора лежит в 25

1,",... г; - „, „ . ° 1пче,"а 1В пределах 15 — 32 . Таким образом, известный гидромотор не обладает симметрией относительно большой и малой осей эллипса деформированного гибкого колеса и не реверсируется при реверсе потока масла.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем придания гидромотору способности реверсировать направление вращения выходного вала.

Это достигается тем, что на хвостовике гидрораспределителя установлено поворотное устройство, один из подвижных элементов которого жестко связан с хвостовиком, а другой — с компенсирующей муфтой. Кроме того, поворотное устройство выполнено в виде неполноповоротного гидромотора.

На фиг. 1 изображен радиально-поршневой гидромотор с волновым преобразователем в разрезе; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение А — А на фиг. 1 при взаимном расположении частей радиально-поршневого гидромотора, соответствующих реверсу; на фиг. 5 — то же, сечение

Б — Б на фиг. 1.

В,,центральном отверстии неподвижного блока цилиндров 1 установлен гидрораспреФормула изобретения

6164 делитель 2, а в радиальных отверстиях установлены поршни 3, взаимодействующие с гибким зубчатым колесом 4. Зубья 5 гибкого зубчатого колеса 4 находятся в волновом зацеплении с зубьями 6 жесткого колеса, выполненными на внутренней поверхности корпуса 7 волнового преобразователя.

Гибкое зубчатое колесо 4 посредством мембраны 8 связано с выходным валом 9, который имеет хвостовик 10 с подшипни- 1О ком, на последнем установлено с радиальными зазором водило 11 с роликами 12. На хвостовике 13 гидрораспределителя расположено поворотное устройство, выполненное в виде неполноповоротного гидромотора, один из подвижных элементов которого, на15 пример, лопасть 14 жестко связаны с хвостовиком 13, другой подвижный элемент, например, корпус 15, жестко связан с компенсирующей муфтой 16. Напорная гидролиния 17 соединена с проточкой 18 гидрорас- zp пределителя 2, в котором выполнено ради- . альное отверстие 19, сообщенное посредством осевого канала 20 и двух радиальных отверстий 21 с двумя полостями гидрораспределителя 2.

В блоке цилиндров 1 выполнены каналы 22 в количестве, соответствующем количеству поршней 3, связывающих поршневые пространства с полостями 23 гидрораспределителя 2. Сливная гидролиния 24 связана с двумя диаметрально противоположными полостями 25, гидролинии 26 и 27 служат для управления реверсом гидромотора.

Гидролиния 26 через проточку 28 и отверстия 29, 30 и 31 связана с полостью 32 неполноповоротного гидромотора. Аналогично гидролиния 27 посредством проточки 33, З5 отверстий 34, 35 и 36 связана со второй полостью 37 неполноповоротного гидромотора.

Работает радиально-поршневой гидромотор следующим образом.

В исходном положении, предшествующем вращению водила 11 против часовой стрелки (фиг. 2), управляющая гидролиния 27 и, следовательно, полость 37 находится под давлением, а гидролиния 26 и полость 32 связаны со сливом. Корпус 15 управляюще- 4s го неполноповоротного гидромотора занимает положение, соответствующее фиг. 3, а ролики 12 с водилом 11 — фиг. 2. Равнодействующая «Р» сил упругого воздействия со стороны гибкого колеса 4 (фиг. 2) на ролики 12 направлена к центру, следовательно, крутящий момент на водиле отсутствует, и оно не вращается.

При подаче давления в напорную гидролинию 17 оно передается в подпоршневое пространство через каналы 22 двух диаметрально противоположных поршней 3 (фиг. 2), Поршни 3 деформируют гибкое колесо 4 силами по линии «б — б» так, что большая ось эллипса «а — а» деформированного гибкого колеса 4 от воздействия на него роликов 12 и поршней 3 занимает положение 60

24

«с — с», а равнодействующая сил «Р» создает на водиле 11 крутящий момент, равный значению «Р1» (фиг. 2), под действием которого оно начинает вращаться против часовой стрелки, увлекая за собой посредством компенсирующей муфты 16 корпус 15 неполноповоротного гидромотора и гидрораспределитель 2. Вследствие вращения гидрораспределителя 2 в каждый последующий момент под давлением жидкости оказывается следующая пара поршней 3, отчего процесс вращения волны деформации гибкого колеса 4 делается непрерывным.

Подпоршневые пространства поршней 3, находящихся в зоне малой оси эллипса деформированного гибкого колеса 4, каналами 22 (фиг. 2) сообщаются с двумя диаметрально противоположно лежащими полостями 25 и через них со сливной гидролинией 24 (фиг. 1).

Вытеснение масла из-под поршней в сливную гидролинию 24 происходит за счет упругого воздействия деформированного гибкого колеса 4 на поршни 3.

В результате волнового зацепления гибкого зубчатого колеса 4 с зубьями 6 неподвижного жесткого зубчатого колеса (фиг. 1) в зоне линии «с — с» (фиг. 2) редуцированное на величину передаточного числа волнового преобразователя вращение передается гибкому колесу 4 и посредством диафрагмы

8 — выходному валу 9.

Для реверса гидромотора управляющее давление подается в гидролинию 26 и по системе каналов гидрораспределителя 2 передается в полость 32 неполноповоротного гидромотора. Его корпус 15 на хвостовике 13 гидрораспределителя 2 принимает положение, соответствующее фиг. 5, в результате чего ролики 12 относительно линии «б — б» занимают новое положение «а — а»: Направление крутящего момента «Р1» действующего на водило 11, меняет знак на противоположный, следовательно, он реверсируется. Вместе с реверсом водила 11 меняют направление вращения гидрораспределитель

2, гибкое колесо 4 и выходной вал 9. Схема взаимодействия всех частей аналогична прямому вращению и поэтому подробно не описывается.

Эффективность предлагаемого решения заключается в том, что отличительные признаки в совокупности с известными позволяют по мере надобности реверсировать гидромотор. Реверс вала гидромотора осуществляется за счет реверса потока жидкости в системе управления без .реверсирования основного потока. Это в значительной мере повышает технические и эксплуатационные характеристики гидромотора, в частности быстроту срабатывания при реверсировании.

1. Радиально-поршневой гидромотор, содержащий неподвижный блок цилиндров с

616424

ze г п

15 поршнями и волновой преобразователь, на внутренней поверхности которого выполнены зубья, жесткого зубчатого колеса, находяшегося в зацеплении с гибким зубчатым колесом, взаимодействующим с водилом, связанным через компенсирующую муфту с хвостовиком гидрораспределителя, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, на хвостовике гидрораспределителя установлено поворотное устройство, один из подвижных элементов которого жестко связан с хвостовиком, а другой — с компенсирующей муфтой.

2. Гидромотор по п. 1, отличающийся тем, что поворотное устройство выполнено в виде неполноповоротного гидромотора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР p № 485235, кл. 6 03 С 1/04, 1974.

616424 фиг." фиг.5

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Д. Пинчук

Заказ 4039/34

Составитель A. Степаков

Техред О. Луговая Корректор А. Гриценко

Тираж 656 Подписное