Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 616456 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1 7.03. 76 (21) 2334564/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.07.78,Бюллетень № 27 (45) Дата опубликования описания1 .о,®
2 (51) М. Кл.
F 16 С ЗЗ/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам иэаоретений и открытий (53) УДК 621 822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ю. Э. Савинский, P. Б. Большаков и А. В. Гинзбург (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретсние относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах машин и механизмов, работающих в условиях изменения температур в широком диапазоне.
Известен подшипник скольжения, в котором внешний слой выполнен в виде жесткой основы, промежуточный слой — из спрессованного проволочного упруго демпфирующего материала с переменной жесткостью в тангенциальном и осевом направлении, а внутренний рабочий слой — из эластичного материала с уменьшающимся при увеличении температуры коэффициентом трения, при этом он выполнен с одинаковой вдоль оси толщиной (1) .
Известный подшипник обладает хорошими демпфирующими свойствами, которые однако при изменении температуры в широком диапазоне резко ухудшаются из-за уменьшения коэффициента трения эластичного материала рабочего слоя при увеличении температуры, приводящего к уменьшению силы трения и уменьшению демпфирования колебаний подвижного элемента.
Целью изобретения является повышение демпфирующих свойств путем выравнивания коэффициента трения при изменении температуры.
Это обеспечивается тем, что участки слоя из эластичного материала в средней части подшипника выполнены с плавно уменьшающейся со стороны рабочей поверхности толщиной.
На чертеже изображен подшипник сколь- жения, общий вид.
Подшипник скольжения содержит жесткую основу 1 с промежуточным слоем 2 из пористого материала и слой 3 из эластичного полимерного материала, имеющего уменьшающийся при увеличении температуры коэффициент трения. Участки 4 слоя 3 вблизи торцов выполнены с одинаковой вдоль оси толщиной, а участки 5 — с умень шающейся со стороны рабочей поверхности толщиной.
При работе подшипника в условиях постоянной нагрузки, постоянной площади контакта рабочей поверхности слоя 3 с сопрягающейся с ним деталью и изменяющейся температуры при ее повышении (уменьшении) коэффициент трения полимерных материалов уменьшается (увеличивается) . Это нежелательное изменение коэффициента трения, приводящее к изменению силы трения
616456
Формула изобретения
Составитель И. Крылова
Текред О. Луговая Корректор Л. Веселовская
Тираж 1198 Подписное
Редактор Л. Народная
Заказ 4044/35
ЦН11ИПИ осударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж-35. Рауновская наб., д. 4/5
Филиал ПГ1П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 и соответственно изменению демифируюших свойств подшипника, компенсируется соответствующим изменением контактной площади рабочей поверхности слоя 3 при изменении температуры. .Контактная площадь при повышении (уменьшении) температуры будет увеличиваться (уменьшаться) в связи с соответствующим изменением модуля упругости полимерного материала. Это повышение (уменьшение) контактной площади рабочего слоя 3 приведет к соответствующему изменению коэффициента трения, в результате чего будет скомпенсировано нежелательное изменение коэффициента трения материала рабочего слоя 3 и коэффициент трения описываемого подшипника скольжения будет оставаться практически постоянным во всем диапазоне изменения температуры.
Благодаря этому повышаются демпфирующие свойства подшипника скольжения при отрицательных температурах, снижается на 30 /о уровень переменных нагрузок в узлах машин, увеличивается их долговечность.
Подшипник скольжения, выполненный в виде закрепленного на жесткой основе слоя из эластичного материала с уменьшающимся при увеличении температуры коэффициентом трения, участки которого вблизи торцов выполнены с одинаковой вдоль оси толщиной, отличающийся тем, что, с целью повышения демпфирующих свойств путем выравнивания коэффициента трения при изменении температуры, участки слоя в средней
15 части подшипника выполнены с плавно уменьшающейся со стороны рабочей поверхности толшиной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
Лге 186225, кл. F 16 С 33/20, 1963.