Упругая предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ll) 616466

Союз Советских

СоциапйстиФВских

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву .(22} Заявлено 03.03.76 (21) 2329327/26-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.07 78.Бюллетень №27 (45) Дата опубликования. описания Ь.02N (51) М. Кл.

Р 16 Х) 7/00

Гкударатееннмй немхтет,, Совета Министров СССР

1 не делам изобретений н етнрмтнй (53) УДК 621.825, . 5.(088.8) (72) Автор. изобретения

H. К. Сергеев (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ И УФТА

Изобретение относится к общему маши ностроению и может быть использовано в механизмах для компенсации смещения осей соединяемых валов, разъединения их прн возрастании крутящего момента выше допустимого значения или автоматического соединения при снижении крутящего момента до требуемой величины.

Известна упругая предохранительная муфта, содержащая соосно установленные полумуфты, - соединенные предохранительным элементом, прикрепленным к торцу ступицы ведомой полумуфты, расположенным радиально и выполненным в виде набора металлических пластин разной длины, внешние концы которых опираются на два торцовых выступа ведущей полумуфты (!J.

Прн срабатывании такой муфты наблюдается проскальзывание металлических пластин по выступам ведущей полумуфты, при этом происходит их соударенне, что увеличивает динамические нагрузки на соединяемые валы н уменьшает срок службы муфты.

Выполнение предохранительного элемента в виде набора металлических пластин не обеспечивает плавность срабатывания муф. ты, и компенсацию несоосности полумуфт.

К недостаткам муфты относится также невозМожность использования ее при высоких скоростях вращения, так как в ней отсутствуют элементы, препятствующие радиальному перемещению упругих пластин под действием центробежных сил.

Наиболее близка к изобретению по технической сущности и достигаемому резуль. тату шариковая предохранительная муфта. содержащая две концентрично установлен10 ные полумуфты, соединенные предохранительным элементом, помещенным в сквозном диаметральном отверстии охватываемой полумуфты и заходящим в одну из пар диаметрально противоположных фасонных углублений на внутренней поверхности охватывающей полумуфты. Предохранительный элемент выполнен в виде двух пар шариков, между которыми помещены пружины, поджимающие один из шариков каждой пары к соответствующему фасонному углублению.

Другой шарик пары опирается на конусный участок вала, перемещаемого системой рычагов (2 .

К недостаткам этой .уфты относятся быстрый износ шариков и фасонных углуб25 лений, вызываемый трением прн проскальзывании шариков, а также сложность сборки и настройки муфты и высокие требований к обработке ее рабочих поверхностей.

К отрицательным качествам муфты относятся также недостаточная плавность сра. 5 батывания и наличие динамических нагрузок, вЫзванных ударами шариков лри входе н выходе их из фасонных углублений, а также невозможность компенсации несоосности соединяемых валов.

С целью устранения перечисленных не10 достатков у предлагаемой муфты предохранительный элемент изготовлен в виде бруска из резины, длина которого больше диаметра охватываемой лолумуфты, а поверхность его концов, взаимодействующая с уг- 15 лублениями охватывающей полумуфты, выполнена закругленной, На фиг. 1 изображена предлагаемая упругая предоХранительная муфта, продольиый разрез; на фиг, 2 — то же, поперечный разрез.

Предохранительный элемент 1 в виде бруска из резины НΠ— 68 установлен в сквозном радиальном прямоугольном отверстии 2

s ведомой (охватываемой) полумуфте 3. Свободные концы 4 резинового бруска входят 25 в два диаметрально. противоположных фасониых криволинейных паза 5 ведущей (охватывающей) полумуфты 6.. Это достигается при сборке муфты путем осевого смещения полумуфт. Поверхности концов 4 резинового бруска 1, заходящие в пазы 5 и контактйрующие с ведущей лолумуфтой 6, выполнены закругленными ло радйусу.

При вращении ведущей полумуфты б крутящий момент передается от стенок пазов 5 ца свободные концы 4 бруска 1 и на боко-. 55 вые стенки прямоугольного отверстия 2 в ведомой полумуфте 3. Демпфирующие свойст. ва и момент срабатывания муфты зависят от ее габаритов, размеров и материала брус- ка, а также от величины зазора 6 между

Наружной поверхностью ведомой н внутренйей поверхностью ведущей полумуфты.

Благодаря демлфирующей способности резинового бруска смягчаются толчки и удары, осуп!ествляется защита M(хинизмов от резонансных колебаний, возникающих вследствие неравномерности вращения н деблланса вращающихся деталей, достигается сравнительно меньшая чувствительность муфты к смещениям осей соединяемых валов.

При случайных перегрузках происходит изгиб свободных концов 4 резинового бруска 1 и начинается их проскальзывание относительно выступов 7 на внутренней поверхности ведущей полумуфты. При снижении крутящего момента до требуемой величины свободные концы резинового бруска вновь попадают в какие-Либо два диаметрально противоположных паза 5 на ведущей полумуфте б, в результате чего работоспособность муфты самовосстанавливается.

Формула изобретения Упругая предохранительная муфта, содержащая две концентрично установленные полумуфты, соединенные предохранительным элементом, помещенным в сквозном диаметральном отверстии охватываемой лолумуфты и заходящим в одну из лар диаметрально противоположных фасонных углублений на внутренней поверхности охватывающей полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения плавности срабатывания и увеличения срока службы муфтч, компенсации несоосности соединяемых ьалов и повышения удобства муфты в эксплуатации, предохранительный элемент выполнен в виде бруска из резины, длина которого больше диаметра охватываемой полумуфты, а поверхность его концов, взаимодействующая с углублениями охватывающей полумуфты, выполнена закругленной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: !. Авторское свидетельство СССР

М 85734, кл, F 16 0 43/20, !949.

2. Патент США Ж 2342540, кл. 64 — 29, 1944.

Фит, I

ЦН И И ПИ Заказ 4045 36

Тираж 1! 98 11олписиое

Филиал ППП «1lè геи r», т. Ужгород, ул. 11!он к нан. 4